Какая есть живопись в серых тонах? Рассказываю в статье, какие картины рисовали знаменитые художники серыми красками.
Мы привыкли окружать себя яркими красками, ведь яркий цвет – это позитив, тепло и солнце. Мало кто хочет иметь дома тусклые, блеклые картины, мебель и другие предметы интерьера.
Но, если монохром уже как-то вписался в нашу жизнь, став синонимом стиля минимализм, то серый цвет пока стоит в стороне. Не все используют его в интерьере, не все понимают, как его преподнести в своей живописи.
А между тем, у серого цвета есть своя история и он также, как и другие цвета, важен для живописи и искусства в целом.
Чтобы получить серый цвет, достаточно смешать белую и черную краску, в разных пропорциях, получая сотни разных оттенков серого.
Живопись одним цветом, чаще всего серым, называется, гризайль. Далее, на картинках и на фото, я покажу особенности этого метода.
Картины в серых тонах некоторые художники пишут в технике сухой кисти или гризайль. Подробнее о сухой кисти вы можете прочитать в этой статье https://nyblog.ru/tehnika-suhaya-kist-v-zhivopisi/ .
Серый цвет получается при смешении белого и черного, то есть, ахроматического, чистого цвета:

Рассматривая картины художников, вы могли заметить, что иногда, серый цвет как будто разбавлен другими красками и цвета, за счет чего он кажется уже не чисто серым, а с оттенком, например, розовым или голубым.
Это делает серый цвет более выразительным, визуально делает объекты на картине более насыщенными.
Серый цвет, как и любой другой, имеет свои оттенки. Так, например, он может быть и теплым, и холодным. Расскажу подробнее.

Розовые, желтые, коричневые, бежевые, кофейные – это все теплые оттенки. Посмотрите сочетания серого цвета на фото ниже:
Холодные же оттенки серого – это голубые, зеленые, лиловые:

Тепло и холод в оттенках серого очень хорошо видны на контрасте с белым и черным цветом, а также, в сочетании с другими теплыми и холодными цветами.
В живописи всегда важны даже самые мельчайшие детали. Поэтому, чтобы передать свет на картине серого цвета, предметы и текстуры изображаемых объектов, нужно уметь разбираться в оттенках и градации холодного/теплого, уметь смешивать в нужных пропорциях краску. К художникам это, как правило, приходит с опытом.
Собираясь написать картину, очень важно понимать, что сам цвет одного и тоже предмета, будет меняться в зависимости от света, тона и насыщенности. Если не учитывать эти моменты, объект на картине будет казаться каким-то не таким, а сама картина будет выглядеть плоско.
Еще важно понимать, что серый цвет служит как бы буффером между другими цветами. Расскажу подробнее. Если у вас на картине присутствуют яркие насыщенные цвета, которые выделяют какие-то объекты, то серый цвет по соседству с ними, будет как бы уравновешивать контрастность. Таким образом, восприятие работы в целом будет более легким и сконцентрированным.
Кроме использования в картинах как основной цвет, серый используют как фон, иногда и в качестве грунта или подмалевка.
Белый цвет холста часто мешает художникам. А серый же цвет, уже имеет свою тональность, как мы выяснили раньше. К тому же, белый цвет делает цвета более тусклыми, а черный наоборот их делает ярче, насыщеннее. Серый же цвет – нейтральный в этом плане. Поэтому, с ним и проще работать используя серый в качестве подмалевка.
Чтобы более реалистично передать объекты на картине, пространство, цвет и тональность – рекомендуется применять в работе серые оттенки.
А можно ли получить серый цветной? Давайте посмотрим на круг Иттена (о нем я подробно рассказываю на своих онлайн-курсах).
В нем изображены чистые цвета по тону, но не по насыщенности и свету:

Так, например, чтобы получить коричневый цвет, либо бежевый, нужно смешать оранжевый, белый и черный (то есть серый). В таком случае, мы изменим свет и насыщенность и получим новый цвет.
Еще одна особенность – цвета, которые лежат друг напротив друга, при смешивании и добавлении к ним белого цвета точно также дадут серый цвет в разных оттенках.
Серый цвет необходим для гармоничного сочетания других ярких цветов между собой и для гармоничного восприятия картины в целом.
Серый цвет в искусстве на картинах использовали многие художники, один из них – Диего Веласкес.

Как точно и гармонично он сочетал между собой контрастные параметры – насыщенность, оттенки, свет.
Вообще, если вы посмотрите на картины старых мастеров, то заметите, как серый цвет выступает замечательным фоном для передачи оттенков и цвета кожи героев картины, а также передает золотой цвет, который нередко использовали живописцы.
Так, например, Эль Греко и Рембрандт использовали серый цвет в своих работах при написании портретов как фон. Лица, костюмы – все это серый цвет благородно подчеркивал и придавал глубину, выразительность.

Мода также оказала влияние на преобладание серого цвета в живописи. Так, в XVIII веке женские платья и мужские пальто изображали в серых тонах. Век спустя, в Европе стали модны мужские костюмы серых оттенков, перекочевавшие с улиц на картины серого цвета.
Помимо модных платьев и костюмов, серый цвет вошел в историю живописи еще и благодаря военному обмундированию – американскому и европейскому. Картины с батальными сценами в изобилии представили серый цвет.



Жан-Батист Камиль Коро использовал серый в сочетании с зеленым и синим, получая более холодные оттенки, чтобы передать красоту и гармонию природных пейзажей, городских ландшафтов.
Известные картины в серых тонах

Религиозная сцена, стиль барокко, масло и дерево, работа выполнена в 1610-е годы, хранится в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.






В современной живописи, художники также продолжают использовать серый цвет в своих работах.
Так, например, интерьерная живопись стала очень популярна и благодаря серому цвету.
На своих онлайн-курсах по интерьерной живописи, я активно использую серый цвет в сочетании с другими цветами, красками и текстурами. Получаются очень красивые и стильные картины, которые вы можете подарить, либо продать.
Вывод – не бойтесь серого цвета, используйте его с умом и результат превзойдет все ваши ожидания!
Если вам понравилась моя статья, ставьте 5 звезд и пишите в комментариях, как относитесь к серому цвету в живописи.
Наташа,все Ваши статьи читаю с большим интересом.Много новой информации. Классная подача ма териала! 💥💥💥💥💥
Светлана, добрый день!) Спасибо, очень приятно слышать)