Абстракционизм в живописи: история, виды и особенности стиля

Для вдохновения

Что такое абстракционизм в живописи? История появления стиля, его направления и особенности. Самые известные представители и картины.

Введение

С развитием фотографии в XX веке, живопись тоже стала меняться, при чем быстро и кардинально. Раз теперь можно было передать действительность нажатием одной кнопки, то и рисовать такой, какая она есть, не было особой нужды.

Многие художники стали отказываться от привычной, классической предметной формы в пользу абстракции. Кому-то такие работы могли (и могут!) показаться нелепыми, простыми, где-то даже детскими, но при более тщательном анализе и рассмотрении становится понятно, что даже в абстракции есть своя композиция и техника.

В этой статье я хочу рассказать вам про абстрактный стиль: как он появился, его основные черты, художники и самые известные картины.

Уверена, после этой статьи вы на многие произведения современных художников будете смотреть иначе. Итак, давайте начнем с черт и особенностей, чтобы понимать, как отличить абстракцию от других стилей.

Характерные особенности и черты абстракционизма

Самые основные черты, которые обычно выделяют при изучении этого стиля живописи, это:

— отказ от реалистичного, точного, фотографического изображения мира (предметов, явлений, людей и т.д.)

— возможность свободно и по-своему интерпретировать произведение, не перегружая его дополнительными смыслами

— цветовая композиция, ритмика и геометрия

Василий Кандинский, «Первая абстрактная акварель»

Давайте рассмотрим основные черты в сравнительной характеристике с другими стилями и направлениями в живописи.

Так, например, абстракционизм отличается от классицизма и реализма тем, что не показывает нам реальный мир привычными для нас образами.

А в сравнении с тем же кубизмом, который сам по себе тоже далек от реализма, у нашего с вами стиля просматриваются более плавные линии.

Некоторые путают абстракционизм и сюрреализм. Но сюрреалисты искажали действительность, создавали как бы дополненную реальность, а абстракционисты отказываясь изображать реальные предметы такими, какие они есть на самом деле, хотели в первую очередь, передавать чувства и эмоции, не отталкивая от мира вещей.

 «Постоянство памяти», Сальвадора Дали – яркий пример реализма
«Маленькие радости», Василий Кандинский, абстракционизм

Композиция в абстракции

Итак, отказавшись от реальной формы художники стремились передать эмоции через свои работы.

Но как они показывали это, если не через реальность? Какова была их абстрактная композиция?

Абстрактные произведения держались на цвете (цветовых пятнах), геометрии (линиях) и объеме.

Но чтобы, верно, донести свои идеи, художникам все равно пришлось упорядочить такой хаос, как абстракция. Именно правильной композицией и можно отличить настоящее произведение от просто рисунка обывателя.

кадр из фильма «1+1», где герой, смотря на картину, говорит, что смог бы сделать также для арт-сообщества

Сама теория композиции, не важно в каком стиле и жанре, диктует правила написания картины – любой эскиз начинается с гармоничной расстановки предметов на холсте, и абстракция не стала исключением.

Знание композиции позволяет художнику более точно выражать свою мысль и создавать более мощное эмоциональное воздействие на зрителя в произведении как фигуративного характера, так и не фигуративного.

В беспредметной живописи с помощью цвета, линий, геометрических форм – их определенного расположения, можно выразить грусть и радость, показать легкость, или, наоборот, создать гнетущее настроение. Можно даже передать звук и вкусовые ощущения!

Направления абстрактной живописи

Как и любой стиль живописи, абстрактивизм тоже имеет свои виды и направления.

Вот основные виды абстрактной живописи:

  1. Геометрическая абстракция
  2. Лирическая абстракция
  3. Экспрессивная абстракция
  4. Минималистичная абстракция

Главные принцип геометрической абстракции – четкие формы, соединенные в абстрактную композицию.

Художники, придерживающиеся этого направления, отталкивались от творческих исканий кубистов, Поля Сезанна.

Это направление также оказало влияние на архитектуру, дизайн, в том числе, и промышленный.

Наиболее яркие представители этого вида абстрактной живописи – Казимир Малевич, Пит Мондриан, Михаил Ларионов, Любовь Попова.

Composition No. 10, 1939–42, масло, холст, Пит Мондриан
Тео ван Дусбург, Composition XIII, 1918

Для лирической абстракции характерны прямое выражение эмоций художника, его состояния и настроения, а также импровизация.

Здесь фантазии и цветовые сочетания крайне субъективны, можно сказать, что такая живопись – это поток сознания автора, который он передает миру через цвет.

Торнтон Уиллис Красная Стена 1969, Холст, акрил

Художники, придерживающиеся этого направления: Пол Дженкинс, Норман Блум, Сэм Фрэнсис, Джулс Олицки, Джоан Митчелл.

Абстрактный экспрессионизм – манера писать быстро, на больших, подчас даже огромных холстах, выливая краску прямо из банки на холст.

Такой метод, и, следовательно, все направление, ставило перед собой задачу, спонтанно выразить внутренний мир художника, отбросив все логические суждения.

«Алхимия», Джексон Поллок, 1947 год

К основным художникам можно отнести таких, как Джексон Поллок, Марк Ротко, Виллем де Кунинг, Клиффорд Стилл, Роберт Мазервелл, Бредли Уокер Томлин, Адольф Готтлиб, Эд Рейнхардт и Эдда Стерн.

Минималистичный абстракционизм заключается в том, что в нем отсутствуют какие бы то ни было отсылки к реальным предметам и объектам. Также этот вид характерен сдержанным использованием линий, форм и цветов.

Эльсуорт Келли, «Цвета для большой стены»,
источник https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/minimalizm-v-zhivopisi-ot-chyornogo-kvadrata-k-ikb

К художникам-минималистам можно отнести Карла Андре, Дэна Флавина, Сола ле Витта, Дональда Джадда, Роберта Морриса.

История появления стиля

Принято считать, что основоположником авангардистского направления был английский художник, Уильям Тернер.

Некоторые его работы очень сложно интерпретировать, так как на них совсем не понятно, что изображено.

Тень и мрак. Вечер перед Потопом. Уильям Тернер

Позже, в XIX веке и начале XX века примером были импрессионисты, с их силой духа противостоять старым законам живописи, фовисты, кубисты, с их формами и аллегориями.

Все эти эксперименты в живописи все больше показывали современным художникам другой путь, в котором можно было отойти раз и навсегда от четких правил академиков и реализма. Так началась новая эра живописи, уже со своими правилами и канонами.

Как это часто бывает, у гениев мысли сходятся. Поэтому, невозможно сейчас сказать, кто именно первым написал ту самую картину, которая бы отражала принципы абстракционизма.

Но мы знаем, что у истоков был Франтишек Купка, чешский художник, творивший во Франции. Он перешел от реализма к абстракции:

Автопортрет, 1905 год
Семейный портрет, 1910 год
Желтые вертикали, 1913 год
Механизм, 1928 год

Также не стоит забывать, что большинство все-таки считают основоположником абстракционизма Василия Кандинского:

Импровизация 9

Тогда же к абстрактному творчеству приходит и другой знаменитый художник, Пит Мондриан.

Композиция с синим, красным, желтым и черными цветами, Пит Мондриан

Как я уже писала выше, абстракционизм очень сильно отразился и на других видах искусства, в частности, на скульптуре и дизайне. Художники объединялись в группы, создавали школы. Так, с 1939 по 1945 была создана школа ташизма (экспрессивного абстракционизма), основной принцип которой был в том, чтобы выражать творчество через импульсивные творческие порывы.

Спустя несколько десятилетий, абстракционизм становится менее радикальным, художники возвращаются к фигуративности. В направлении появляется разнообразие, в том числе и цветовое. Современные абстракционисты ищут новые формы и способы отражения своего художественного замысла, учитывая новое время, но сохраняя верность прошлым традициям.

В России, под патронажем Кандинского и Малевича, абстракционизм начал формироваться в 20-е годы XX века. В обществе происходили глобальные изменения и неудивительно, что живопись подхватила новое течение и стала формировать новый стиль.

«Пейзаж с белым домом», Казимир Малевич

Кандинский спровоцировал начало развития абстракционизма, у него появились последователи – Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Они сформировали одно из направлений – лучизм.

Наталья Гончарова, Кошки (Восприятие в чёрном и жёлтом), 1913 год

Малевич со своей стороны добавил абстракционизму беспредметности и под его началом появился еще один вид – супрематизм.

Изучая историю этого стиля, сразу становится понятно, по каким причинам он появился, что стало предпосылкой. Во-первых, это перемены, которые происходили в обществе. А как мы знаем, искусство – это всегда зеркало тех событий, которые с нами происходят.

В начале XX века все уже устали от прежнего миропорядка, как в живописи, так и в обществе и хотели перемен. Абстракционизм как раз занял свободную нишу.

Во-вторых, три других направления – кубизм, футуризм и экспрессионизм, также стали распадаться на отдельные подвиды. Трансформация привела к тому, что художники отказывались от реалистичных форм и создавали новое – абстракцию (которая потом тоже разделилась на виды).

Как и все новое, критика и осуждение не обошли абстракционизм стороной. Сначала его тоже не принимали, а первых художников считали чуть ли не сумасшедшими. Но время шло, художники твори, общество оценивало, и критики сменив гнев на милость приняли абстракционизм, который занял достойное место в мировой истории живописи.

Известные художники-абстракционисты

Василий Кандинский (1866 – 1944)

Романтический пейзаж

Основоположник и теоретик абстракционизма, основатель группы «Синий всадник».

Казимир Малевич (1879 – 1935)

Крестьяне

Малевич успел поработать в разных стилях и направлениях. Он основал супрематизм – один из видов абстракционизма.

Пит Мондриан (1872 – 1944)

Композиция с цветными плоскостями

Художник из Нидерландов, Пит Мондриан, считал, что все гениальное – просто. Он развивал такое направление, как неопластицизм. Играл на контрастах горизонтального и вертикального, сопоставлял мужское и женское начало. Работал во Франции, Англии и США.

Франтишек Купка (1871 – 1957)

Ноктюрн

Чешский художник, Франтишек Купка, сначала писал в стиле реализм, а затем, постепенно ища свой стиль, пришел к абстракционизму.

Наталья Гончарова (1881 – 1962)

Лучистые лилии

Наталья Гончарова училась на скульптора, но познакомившись с Михаилом Ларионовым, ставшим впоследствии ее мужем, раскрыла свой художественный талант. Она стала первой женщиной художницей-авангардисткой. Также как и Ларионов работала в направлении лучизма.

А еще сотрудничала с театральным и художественным деятелем, знаменитым Сергеем Дягилевым, работая у него в качестве ведущего декоратора.

Джексон Поллок (1912 – 1956)

Красный, черный и серебристый

Поллок прославился своей так называемой «льющейся техникой» — художник любил создавать картины, разбрызгивая на холст краски. Работал в стиле абстрактного экспрессионизма. Оказал очень большое влияние на искусство XX века, в частности на его вторую половину.

Американский художник считал, что главная цель его живописи, это сам процесс создания работы, а не полученный результат. Своим эксцентричным способом нанесения краски на холст он хотел раскрыть подсознание.

Марк Ротко (1903 – 1970)

Белое и красное на желтом

После творческих опытов в сюрреализме и экспрессионизме, Ротко обратился к абстракции. Ротко вывел на новый уровень использование цвета, став основоположником цветового поля. Главный герой или объект его картин – это и есть цвет.

По началу, его работы не признавали и считали странными, но потом разглядели и признали творчество художника гениальным.

Пауль Клее (1879 – 1940)

Разделение вечера

Немецкий художник, Клее был одним из преподавателей в школе Баухауз. Как и многие другие, он экспериментировал со стилями и техниками. Он также был теоретиком был теоретиком искусства, написал много трудов о живописи, графике и рисунке.

10 самых известных абстрактных картин

Марк Ротко – лавандовый, розовый и желтый, 1950 г.

Одна из самых известных абстрактных картин художника Марка Ротко с желтым, розовым и лавандовым цветовыми блоками, вызывает теплые, приятные ощущения — чувства умиротворения, радости.

Джексон Поллок – full fathom five, 1947 г.

При создании картины «Full Fathom Five» Поллок использовал особую технику разбрызгивания масляных красок и подобрал необычные сочетания оттенков, ярко иллюстрирующие неопределенность послевоенных лет. Кроме того, это произведение задало новую планку в качестве текстурирования.

Пауль Клее – Машина для Твиттера, 1922 г.

Самая известная абстрактная картина Клее — «Машины для Твиттера», посвящена музыкальной тематике. На холсте изображено несколько птиц, которые приходят в движение с помощью заводного механизма. Произведено создавалось маслом, акварелью и тушью.

Пит Мондриан – таблица, 1921 г.

Абстрактная картина на холсте, написанная маслом, в которой однотонные блоки с основными цветами разделяет сплошная черная линия. Идея Мондриана состояла в том, чтобы создать в мире абстракции гармоничный баланс, основанный на математический точности и узнаваемых геометрических фигурах.

Василий Кандинский – композиция VII, 1913 г.

Кандинский искал вдохновение в музыке. Композиция VII – это результат долгих усилий. На ее разработку ушло несколько месяцев, а перед финальной версией, было создано около 25-30 эскизов. На холст нанесены масляные и акварельные мазки ярких насыщенных цветов. В них можно разглядеть: цветы, фигуры людей, вершины гор, кабанов и другие замысловатые символы.

Элен Франкенталер – горы и море, 1952 г.

Американская художница Элен Франкенталер разработала технику заполнения холстов большими полями цвета и метод использования краски, разбавленной скипидаром. В дополнение к этому художница часто втирала краску в холсты губкой. Ее уникальный стиль и работы повлияли на молодое поколение американских художников — например, Жюля Олицки, Мориса Луиса и Кеннета Ноланда.

Барнетт Ньюман – муж героический и возвышенный, 1967

Американский художник Барнетт Ньюман — еще один из создателей цветового поля. На его картине «Муж героический и возвышенный» изображены большие поля ярко-красного цвета, которые разбиты вертикальными линиями или «молниями», как называл такие случайные линии художник. Картина размером 242,3 × 541,7 см была самой большой работой Ньюмана на момент написания.

Пауль Клее – смерть и пламя, 1940 г.

Клее написал «Смерть и пламя» в 1940 году, всего за несколько месяцев до своей смерти в июне того же года. Он страдал от склеродермии — аутоиммунного заболевания, которое вызывало боль в суставах и сыпь на руках.

Хильма аф Клинт – взросление, 1907 г.

Шведская художница, которая по мнению некоторых экспертов была пионером-абстракционистом. Именно ее новаторские идеи подхватили многие современники-художники из мужчин.

Хильма нарисовала целую серию картин в абстрактном стиле, в которой она по-своему показала этапы жизни человека: детство, юность, зрелость и старость. В своих полотнах, написанных на бумаге и наклеенных на холсте, она использовала ботанические элементы и узнаваемые органические объекты, связанные с рождением и развитием ребенка. В большой абстрактной картине «Взросление» №7 (3 на 2 метра), одной из самых известных, центральным элементом выступает желтый символ, напоминающий цветок. Окружают его спиралевидные элементы и биоморфные формы – символы роста и плодородия.

Василий Кандинский – безымянная, 1910 г.

Первая абстрактная картина русского художника Кандинского. Художник отказался от шаблонных форм и образов, и вышел за рамки общепринятых норм, сконцентрировавшись на хаотичных мазках ярких оттенков. Всматриваясь в детали акварельной композиции, можно прочувствовать состояние мастера, а также хаос и неопределённость того времени.

Заключение

Такой стиль, как абстракционизм, берет свое начало в первых годах XX века. У некоторых художников того времени появилось желание создать новое направление, неограниченное объектами, которые есть в реальности. В своих произведениях они старались внедрить неповторимые элементы и цветовые сочетания, а также отражать фундаментальные изменения, происходящие в обществе, науке и философии.

Современное искусство также часто обращается к принципам абстракции, беря от этого стиля умение работать с цветом и экспрессию.

Так же, как и у других стилей, у абстракционизма было много своих направлений, например: геометрическая, лирическая, экспрессивная, минималистическая абстракции.

Среди ярких представителей стиля можно выделить следующих художников: Василий Кандинский, Пит Мондриан, Наталья Гончарова, Марк Ротко, Джексон Поллок и другие.

Абстракционизм в искусстве распространяется не только на живопись, но также на скульптуру, дизайн, архитектуру.

Наталья Юршина

Основатель онлайн-школы рисования «NY school».

Хотите научиться писать маслом? Записывайтесь на мой мастер-класс 👇

Записаться!.

Оцените автора
NY SCHOOL — Школа рисования маслом
Добавить комментарий

Adblock
detector