Авангардизм в живописи: особенности направления и примеры картин

Авангардизм в живописи - фото Для вдохновения

Что такое авангардизм в живописи и искусстве? Особенности направления, примеры картин в стиле авангард, ключевые фигуры.

Введение

Как направление в искусстве, авангард зародился 1910-х годах. Вам наверняка известны имена основных художников, а также основные знаковые произведения этого направления.

Сам по себе авангард – это очень сложная система разнообразных предчувствующих ему стилей, направлений и творческих школ. Авангардная живопись – это своеобразный эксперимент, который художники поставили над своими произведениями, работая с цветом, формой, основными принципами своего творчества. Иногда работы писались гладкой живописью, иногда картины создавались мастихином, а иногда и вовсе были созданы в технике коллажа.

Импрессионизм, постимпрессионизм, символизм – это те самые направления, из которых вырос авангард, в том числе и знаменитый русский авангард. В этой статье я хочу рассмотреть основные особенности авангардизма, самые известные работы художников, а также современный авангард.

Читайте эту статью до конца, чтобы полностью погрузиться в мир авангардизма в искусстве.

Особенности авангардизма

Как и кубизм, авангард стал одним из ярких событий в культурной жизни ХХ века. Сам термин avant-garde было заимствовано из военной терминологии и означало «передовой отряд».

Таким образом, авангард, это что-то новое, что на шаг уже впереди привычного и понятного.

Русский же авангард – это радикальное направление, которое объединило различные течения в период 1910-х годов. Вообще, такие переломные периоды были в каждый исторический период в культурной и художественной жизни. Просто авангард ХХ стал мощной реакцией на быстро изменяющийся мир вокруг. То, что происходило в мире, в науке, в литературе и живописи просто не могло не обрести форму и выход у художников того времени.

Впервые слово авангард в России прозвучало в устах знаменитого Бенуа. Так он обозначил картины художников, не без иронии, на выставке 1910 года, тех самых, которые были из объединения «Бубновый валет».

Еще через 2 года свою выставку представляют футуристы, показывая новые произведения в авангардном стиле.

Родиной авангардного искусства является Советская Россия.

Такое большое и разностороннее событие, как авангард, объединившее крупных художников и крупные течения ХХ века, имело несколько направлений, с ведущими концепциями и художниками.

Рассмотрим основные течения авангардизма в живописи художников первой волны, в живописи 20 века:

Абстракционизм

Основные течения авангардизма в живописи - абстракционизм - фото
Первая абстрактная картина (акварель), Василий Кандинский, 1910

Беспредметное искусство, использовавшее ассоциации для восприятия своих работ. Для них главным был цвет, с помощью которого можно было выражать абстракцию.

Все в том же 1910 году, Кандинский создает первую абстрактную работу, которую называет композицией. Суть таких работ – баланс и гармония формы и цвета.

Кандинский сравнивал живопись с музыкой, и считал самым важным – выразить звучание. Именно к абстракционизму в авангардной живописи можно отнести многие другие направления, например, супрематизм, лучизм.

Супрематизм

Основные течения авангардизма в живописи - супрематизм - фото
Казимир Малевич, Спортсмены (1932)

Как отдельное направление так же зародился в 1910 году. Казимир Малевич – центральная фигура этого направления.

Передавать реальность при помощи простой формы, сочетая простые геометрические фигуры – круги, квадраты и треугольники, а также линии между собой, вот что было основой супрематизма, его основной формой.

Футуризм

Основные течения авангардизма в живописи - футуризм - фото
Умберто Боччони, Улица входит в дом, 1911

Направление, больше проявившее себя в литературе и публицистике, но затронувшее также и живопись.

Для этого направления была характерна энергия движения, фрагментарность форм и фигур. Братья Бурлюки считаются первыми футуристами в России.

Лучизм

Основные течения авангардизма в живописи - лучизм - фото
Михаил Ларионов. Красно-синий лучизм. 1913 г.

Направление, которое стремилось передать не столько сам предмет, сколько его отражение в лучах. Работая над картиной, художники писали лучи, падающие на предмет.

Смешение цветовых спектров и различные возможности цвето- и светопередачи стали основой для этого направления. Основные художники – М. Ларионов и Н. Гончарова.

Примитивизм

Основные течения авангардизма в живописи - примитивизм - фото
Нико Пиросмани, Актриса Маргарита, 1909

Специальное упрощение форм, которое использовали художники, было подобно лубочным картинкам или детским рисункам.

Примитивистами были и Ларионов, и Малевич. Художники, обращались к древним формам, первобытным и средневековым, использовали много фольклорного, народного творчества, сочетая чистые цвета и орнаментные узоры.

Конструктивизм

Основные течения авангардизма в живописи - конструктивизм - фото

То самое направление в авангарде, которое появилось, благодаря техническому прогрессу. Больше всего, конечно, оно развивалось в архитектуре. Собственно, это самое позднее направление, зародившееся только в 1920-е годы.

Основой произведения в этом направлении искусства авангардной живописи была конструкция, геометрия, лаконичность форм и черт. Это направление широко было распространено в плакатной живописи. Яркие представители – Родченко, Степанова.

Ключевые фигуры авангардизма в живописи

Казимир Малевич 1879-1935

Придумал сочетание цветных и черно-белых фигур – супрематизм, написал знаменитый «Черный квадрат» (а потом еще 3 копии этого квадрата с небольшими отличиями), один из ключевых художников-авангардистов.

Василий Кандинский 1866-1944

Один из основателей авангардизма, которого заметили и почитали при жизни, как в России, так и в Европе, после эмиграции в 1921 году. Писал абстрактные цветные работы, которые почитала известная коллекционер и покровитель искусства Пегги Гуггенхайм. Именно благодаря ей, работы Кандинского выставлялись в Америке и Европе и обрели последователей в лице знаменитых художников.

Владимир Татлин 1885-1953

Также один из основателей конструктивизма. Его работы были на той самой знаменитой выставке, где выставлялся «Черный квадрат» Малевича, и, по мнению критиков, во многом его работы были лучше работ Казимира.

На той же выставке он впервые представил свои беспредметные работы – конструкции, собранные из разных материалов.

Александр Родченко 1891-1956

Также считается одним из основателей конструктивизма, но работал он во всевозможных жанрах и техниках, став своеобразным мульти художником.

Писал картины, изготавливал скульптуры, делал фотографию, оформлял постановки в театре и кино.

Наталья Гончарова 1881-1962

Одна из главных женщин-авангардисток, участница практически всех выставок начала ХХ века.

Писала картины в лубочном стиле, обращаясь к народному ремеслу, использовала также иконопись, подстраивая все это под современный стиль авангарда.

Эль Лисицкий 1890-1941

Художник-авангардист и архитектор, внедрял идеи супрематизма в архитектуру, изобрел проун – равновесную конструкцию геометрических тел. Участвовал также в советском искусстве пропаганды.

Михаил Ларионов 1881-1964

Муж Натальи Гончаровой, изобрел собственное направление – лучизм. Очень долго оставался в тени своей наиболее известной жены.

Любовь Попова 1889-1924

Кубофутуризм и супрематизм – основные направления, в которых работала художница. Несмотря на короткий срок, прожила довольно яркую и насыщенную жизнь. Она была из богатой семьи, но после революции осталась в стране ради искусства, ведь первые годы советской власти были как раз ознаменованы эгидой авангарда.

Училась у Малевича, входила в состав созданной им группы «Супремус». При жизни ее произведения не были востребованы, зато сейчас хранятся в крупнейших музеях России, США и Испании.

Александра Экстер 1882-1949

Дружившая с Пикассо художница обучалась в Париже, принимала участие в выставках не только в России, но и в Европе. Также была участницей группы «Супремус», занималась декорациями театральных постановок. Эмигрировав из России, стала отходить от своего стиля, больше склоняясь к фигуративному искусству.

Иван Пуни 1892-1956

Был учеником Ильи Репина, и, продолжив свою учебу во Франции, вдохновился идеями кубизма и фовизма, которые и привез в Россию из европейского авангарда.

Именно Пуни организовал ту самую выставку «0,10», где были представлены авангардисты, в том числе и Малевич со своим «Черным квадратом». После эмиграции также отошел от авангарда, став писать работы в примитивистском стиле.

Самые дорогие проданные картины в стиле авангард 

Русские художники-авангардисты хотели жить в мире, где все равны, а деньги бы вообще ничего не значили. Но вот парадокс, спустя почти и более 100 лет с написания их работ, их картины стали стоить столько, что и они и подумать не могли о таких суммах.

Итак, вот список самых дорогих картин в стиле авангард:

  1. Казимир Малевич, «Автопортрет», 1909-1910, продана за $8 639 022
Самые дорогие проданные картины в стиле авангард - Казимир Малевич, «Автопортрет» - фото

Главные картины художника, прославившие его на весь мир, давно хранятся в музеях и в торгах не участвуют, но даже по предварительной оценке, стоят раз в 5 дороже этой работы.

Этот ранний «Автопортрет» существует еще в трех вариациях, один из которых хранится в Третьяковской галерее в Москве. Картина была написана до знаменитого «Черного квадрата», в тот период, когда художник еще искал свой стиль и увлекался фовизмом.

  1. Варвара Степанова, «Фигура с гитарой», 1919, продана за $2 766 238
Самые дорогие проданные картины в стиле авангард - Варвара Степанова, «Фигура с гитарой» - фото

Художница активно внедряла искусство в жизнь – ткани, из которых шили одежду для прогрессивных людей того времени украшали ее орнаменты и узоры. Используя простые геометрические фигуры, художница изображала людей в разных позах. Одна из таких картин и была продана за $2 766 238.

  1. Василий Кандинский, «Негнущееся и согнутое», 1935, продана за $23 319 500
Самые дорогие проданные картины в стиле авангард - Василий Кандинский, «Негнущееся и согнутое» - фото

Работы Кандинского продаются на международных торгах. Это связано с тем, что художник принимал участие в международных выставках в Европе, преподавал в Баухаузе. Эта картина – образец зрелого творчества художника, написана в Париже, в период эмиграции.

  1. Александр Родченко «Конструкция No 95», 1919, продана за $4 523 173
Самые дорогие проданные картины в стиле авангард - Александр Родченко «Конструкция No 95» - фото

Родченко запомнился зрителям больше, как фотограф, нежели как художник, но даже несмотря на это, основные свои принципы, которые он в последствии использовал в коллажах и фото, он сформировал в живописи.

Подражая Врубелю и Гогену, увлекаясь футуризмом, Родченко пришел к абстракции. Данная картина написана в пик его творческих поисков.

  1. Илья Чашник, «Седьмое измерение. Супрематический рельеф», 1920, продана за $2 988 054
Самые дорогие проданные картины в стиле авангард - Илья Чашник, «Седьмое измерение - фото

Один из ближайших учеников Малевича, который прожил всего 27 лет, и чьи работы сгорели во время войны. Лишь не многие сохранились и хранятся в музеях, и еще часть – в частных коллекциях.

Современный авангард в живописи

Авангард очень сильно повлиял не только на последующие направления в живописи, но также затронул еще и архитектуру, музыку, театр, дизайн.

Постоянно проходят ретроспективные выставки, на которых представлено авангардное искусство, авангардная живопись. Художники по всему миру в разное время вдохновлялись авангардистами, перерабатывая их стиль под свои нужды и реалии нового тысячелетия.

Так, например, в Европе, авангард собственно и не забывали и часто им вдохновлялись. Например, известная архитектор Заха Хадид испытывала особый интерес к абстракции, вдохновлялась работами Малевича, а также для своих архитектурных идей брала за основу некоторые работы абстракционистов.

Можно сказать, что многие художники сейчас – это новые авангардисты, ведь своим современным искусством они также прокладывают путь, идут на передовую искусству. Современный авангард сейчас перевоплощается в разных формах – в живописи, искусстве, даже в оформлении кафе, в дизайнерских решениях. Авангард повсюду и современные художники подстраивают его под новые реалии.

Авангардная живопись 21 века очень многогранна и сочетает в себе большое разнообразие. На рубеже веков всегда происходят изменения в творческом процессе и поиск новых форм, переосмысление старых канонов и переложение их на новый лад.

Современное концептуальное искусство – это и есть новый авангард.

Современный авангард в живописи - А. Ситников. - фото
«Титаник». Серия «Кукольный театр». А. Ситников. 2010
Современный авангард в живописи - О. Кошляков - фото
«Античный мальчик». О. Кошляков. 1995
Современный авангард в живописи - Виноградов - фото
«Триумф Титанов эпохи Возрождения”. Дуэт Дубосарский — Виноградов. 2009

Авангардизм в искусстве

Авангард в кинематографе

Возник в 1920-х годах во Франции, как противовес классическому коммерческому кинематографу. Снимали экспериментальное кино, используя новаторские средства и приемы выразительности. Киноавангард часто связывают с артхаусом, выделяя у них общие моменты.

Авангард в литературе

Это направление в литературе сочетало в себе несколько стилей сразу. Иногда под авангардом подразумевают более радикальную форму авангарда.

Как и в живописи, в литературе, авангард – это разрыв связей с прошлыми литературными традициями, которые существовали до ХХ века. Каноны и нормы остались в прошлом, на первый план выходят экспериментальные формы и поиск нового.

Для литературы авангарда были характерны интерес к фольклору, творчеству маргинальных личностей (наркоманов и алкоголиков). Границы жанров тоже размывались и смешивались, чтобы найти новую форму для выхода творческой энергии.

Скандал и эпатаж тоже были отличительными особенностями литературного авангарда.

Наиболее известные примеры, роман Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», «Замок» Франца Кафки и «Улисс» Джеймса Джойса.

Авангард в музыке

Часто к музыкальному авангарду применяли термин «футуризм». Из видных композиторов можно назвать таких, как Н. А. Рославец, И. А. Вышнеградский, Н. Б. Обухов, А. С. Лурье и другие.

Как отмечают эксперты, тот первый, ранний авангард был неочевидным, неоднородным, мало оформленным. Композиторы и музыканты искали новое звучание мира.

Такой, например, была первая футуристическая опера, «Победа над солнцем», декорациями к которой как раз занимался Малевич. Так же можно вспомнить Симфонию гудков – собрания фабричных гудков, которые раздавались в разных городах, при оформлении праздничных дат для революционеров.

Новое деление тонов – то, чем занимались авангардисты-музыканты. А еще они хотели создать новые музыкальные инструменты и устройства, с помощью которых могли получить новый звук. Таким примером может быть первый терменвокс – инструмент, с помощью которого можно услышать микроградации звука. Музыканты старались дать новое применение органу или фортепиано, дать им новое звучание.

Как вы видите, авангард проник практически во все сферы искусства и жизни в начале ХХ века, став своеобразным ответом на то, что происходило в мире. Еще часто новые веяния и начинания будут называть авангардом, но именно тот самый первый, классический авангард зародился в 1910-е годы.

Ключевые фигуры, такие как Малевич, Кандинский, Татлин, Родченко, навсегда изменили историю. На них равнялись, ими вдохновлялись, но никогда не проходили мимо них, ведь таких новаторов было сложно пропустить.

Ставьте 5 звезд статье, если вам понравилось читать про историю авангарда и пишите в комментариях, какие работы в этом стиле вам наиболее симпатичны. Или нет =)

Наталья Юршина

Основатель онлайн-школы рисовани «NY school».

Хотите научиться писать маслом? Записывайесь на мой мастер-класс 👇

Записаться!.

Оцените автора
NY SCHOOL — Школа рисования маслом
Добавить комментарий

Adblock
detector