Что значит черный цвет в изобразительном искусстве? В этой статье разберём значение черного цвета в масляной живописи, а также, на примерах, как применяли черный цвет в своих картинах знаменитые художники.
Черный цвет – это одновременно все цвета, которые вы можете себе представить. Это очень символичный цвет, который несет в себе разную эмоциональную и духовную нагрузку. Для одних, черный цвет – это цвет скорби, утраты и потери, цвет, который принято считать траурным. Для других же, черный цвет – это символ таинственности, загадочности, силы и мощи.

Черный цвет в искусстве тоже имеет свое особое значение. Вспомните картины знаменитых художников эпохи барокко, например, Рембрандта, с его выдающимся эффектом светотени, который невозможно было бы передать без глубокого черного. Или, не менее знаменитый «Черный квадрат» Каземира Малевича, который сейчас находится в Эрмитаже, а также другие его супрематические работы, где черный цвет – яркий акцент на картине.
Сегодня мы поговорим с вами о значении этого цвета в искусстве и о том, почему черный – это вечная классика во все времена.
Что значит черный цвет в живописи
Как уже было сказано выше, черный цвет, также, как и белый, всегда имеет какое-то значение. Причем он может символизировать абсолютно противоположные понятия – от горя и трагедии, до мистики и начала всего сущего, этакий космос и хаос, из которого рождается небытие.

Совершенно логично, что и живопись черный цвет не обошел стороной. Как мы знаем из физических законов, черный цвет – это совокупность большинства других цветов, которые способен воспринять человеческий глаз.
При изучении живописи, не торопитесь сразу открывать тюбик с черной краской. Многие новички в моей школе удивляются, когда обнаруживают, он чисто черный цвет может и не понадобиться, ведь этот цвет можно получить, смешивая на палитре другие цвета.

К слову, черный цвет, также, как и любой другой, может по-разному выглядеть на картинах, в зависимости от того, какие цвета соседствуют с ним. Рядом с яркими и светлыми оттенками, черный выглядит темно и блекло.
И наоборот, если сам фон картины черный, то цвета, которые вы накладываете поверх, будут яркими, насыщенными.
Еще важно также, с какой краской вы смешиваете черный цвет. Из нежелательных сочетаний будут: ультрамарин, кобальт синий, голубая марганцевая, а также кадмиева, золотисто-желтая «ЖХ», краплак розовый.
Что же касается белил, то лучше использовать титановые белила, так как свинцовые не подходят, потому что могут усилить выцветание краски.
Из существующих и более-менее часто используемых красок черного цвета, можно выделить следующие: сажа газовая, марс черный, кость жженая, персиковая черная подольская, виноградная черная, тиоиндиго черная.

Каждый из этих цветов имеет свои особенности и свойства. Так, например, сажа газовая — это насыщенная черная краска, в разбеле холодного тона, с синеватым оттенком. Более подробно о красках и способах их смешивания между собой, я рассказываю на своем онлайн-курсе «Живопись маслом для начинающих», там же мы учимся делать цветовую растяжку черного цвета, на примере картины «Зебра».

Если говорить про черный цвет в мировой живописи, то и тут есть свои особенности.
Все началось с одежды. Дело в том, что производство краски черного цвета было намного дешевле, чем производство других красителей. Поэтому, большая часть населения в средние века носила одежду темных, преимущественно черных цветов, так как нетрудно догадаться, что бедняков было больше, чем богатых и знатных людей.
Но, начиная с XV века, постепенно, черный цвет снова становится популярным, выходит из тени, его перестают бояться и стесняться так, как это было в средние века. Одежду черного цвета стали носить богатые и знаменитые люди.
Именно тогда, черный цвет массово вливается в мировую живопись – с написанием портретов состоятельных и влиятельных людей, облаченных в черные одежды.
Черный цвет будто бы раскрывал красоту человека, показывал его истинное лицо, помогал придать аристократический вид даже самому простому человеку из низшего сословия.
Но не только портреты завоевали любовь черного цвета. Очень красиво и выгодно оказалось писать натюрморты на черном фоне. Сочные и яркие цвета фруктов, овощей, кухонной утвари и других предметов быта, очень выгодно отличались на черной краске. Все внимание было приковано к цвету и форме, казалось, предметы оживают на картине, выходя из глубин черного цвета.

Известные картины, написанные в темных цветах

Пожалуй, когда в живописи заходит речь про знаменитые картины, написанные в темных и черных тонах, сложно не вспомнить эту знаменитую картину – «Черный квадрат» Каземира Малевича.
Картина эта выросла из эскиза к футуристической постановке в оперном театре, как аллегория и противоположность солнцу. Простота формы и сам черный цвет – означали новую точку отсчета, этакий нулевой километр от живописи. Помимо этой работы, у Малевича есть также супрематический крест и круг, которые тоже написаны черной краской.

На этой, одной из самых знаменитых картин русского художника Архипа Куинджи, очень значимую роль играет цвет и общий колорит произведения. Здесь художник выбирает для рисования черную краску и зеленую, словно подсвеченную фосфором.
Несмотря на практически скудную цветовую палитру, картина не смотрится скучно и банально. Черный цвет, который художник использовал для передачи неба и равнины, не имеет одинаковых оттенков, ровно, как и зеленый цвет масла. Чтобы визуально передать глубину равнины, художник уводит черный цвет с переднего плана картины, к линии горизонта, где краски почти сливаются друг с другом.
Сравните также и другие работы Куинджи, чтобы посмотреть, как художник использовал черный цвет в живописи:
С черным цветом, но уже у импрессиониста, тоже есть одна история. Так, по дошедшим до нас источникам, Пьер Огюст Ренуар вынужден был доказывать студентам, ворвавшимся в его мастерскую, что черный цвет – это очень важный цвет в живописи.
Дело в том, что студенты были очарованы его работами, выполненными в светлых тонах, и поэтому, отказывались писать черной краской, которую по их же словам они «выкинули в воды Сены».
Художник, как настоящий знаток живописи, встал, подобно адвокату, на защиту черного цвета, объяснив юным живописцам, что у черного цвета есть множество своих уникальных оттенков, которые можно получить, в зависимости от освещения и смешивания красок, и что с помощью именно этого цвета можно придать картине неповторимое звучание.
Яркий пример его слов, картина «Зонтики», которую Ренуар закончил к 1886 году, после дебатов о черном цвете.
Шляпы, зонтики, перчатки, сапоги – все написано черным цветом, но, как вы уже заметили, каждая деталь имеет свой оттенок. Но и чистого черного цвета тут нет, это иллюзия, которой удалось добиться, правильно смешав нужные оттенки других красок.

Еще одна попытка отыскать черный цвет в работе художника – его картина «Девушки в черном». Примечательно, что Ренуар так прокомментировал свои работу: «Дошел до конца импрессионизма». Видимо, и для этого художника черный цвет стал символичным в его творчестве.
Возвращаясь немного назад во времени, нельзя не отметить такого художника, как Франс Халс, голландца по происхождению, жившего в 1582-1666 годах.
На многих его картинах присутствует черный цвет, некоторые даже насчитывают более 30 оттенков черного цвета. Можно выделить его картину «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», написанную в 1616 году. Глядя на нее, можно по праву дать Франсу звание мастера черного цвета:

Заключение
Погружаясь в историю и культуру мировой живописи, можно понять, почему раньше нельзя было использовать черный цвет, и как он снова вернулся в изобразительное искусство, да еще и занял там почетное место.
Как мы с вами только что выяснили, черный цвет в разные времена у разных народов и культур нес разную смысловую и эмоциональную окраску. Так, в первобытные времена, черный цвет был символом страха, так как черный олицетворял ночное небо, когда вокруг темно и опасно.
Средневековье тоже наложило свой отпечаток на черный цвет – он стал символом бедности, болезней и нищеты. Но со временем, все-таки, черному удалось подняться из руин небытия, и вот в черных платьях, накидках и плащах позируют вельможи, знатные дамы и короли – для портретов кисти лучших художников своего времени.
Сейчас черный цвет – это одновременно все и ничего. Черный может как украсить работу, придать ей яркости и колорита, так и сделать картину скучной, унылой и печальной. Но никогда еще черный цвет не делал картину простой картиной. Даже самый блеклый оттенок черного уже способен задать определенное настроение и колорит.
Чтобы научиться мастерски владеть черным цветом и с его помощью делать свои картины еще более выразительными, научитесь правильно смешивать краски, помня о названии и тех, которые смешивать нежелательно. Вот увидите, как только вы приручите черный цвет и научитесь с ним работать, вы полюбите его всей душой и уже не захотите отпускать.
Очень подробная информация о черном цвете ! Спасибо! Ваши статьи пополняют мой теоретический багаж знаний!💜
Светлана, добрый день!) Спасибо, что читаете!) Я всегда рада поделиться знаниями)
Спасибо за интересный рассказ про цает.
Сергей, добрый день!) Спасибо, что читаете наши статьи!)
Благодарю, статью читала с удовольствием, текст дополнен прекрасными картинами-иллюстрациями! Хотелось бы узнать о жёлтом, зелёном, красном и белом цветах.
Елена, добрый день!) Спасибо большое, очень приятно слышать) Обязательно сделаем еще несколько статей о цвете)
Спасибо. Интересная и познавательная информация. Особенно о ЧЕРНОМ!!!
Ирина, добрый день!) Спасибо за отклик) Скоро будет новая статья, о новом цвете)
Наташа , благодарность вам огромная за интересные факты и знания !!!!
Мария, добрый день!) Спасибо большое за ваш отзыв!) Приятно слышать))
Наташа, спасибо большое за статьи!!!!!В
сегда читаю с интересом и оставляю в копилочку!!!!
Светлана, добрый день!) Спасибо, очень рада, что вам нравятся статьи и они вам полезны)
Как всегда-просто интересно познавательно
Наталья, очень интересно и познавательно, огромное вам спасибо за ваши обзоры. Всегда читаю ваши статьи и узнаю что-то новое. Творческих успехов!
Лариса, добрый день!) Спасибо, очень приятно слышать)
Наталья, Ваши мастер-классы — это такой источник энергии! Огромное спасибо! Ваша убежденность, что у начинающих писать всё получится, вселяют уверенность.
Валентина, добрый день!) Спасибо большое, очень приятно слышать) А какие мк вы уже прошли?)
Спасибо большое за интересную информацию. Много познавательного подчерпнула для себя.
Ольга, добрый день!) Спасибо, что читаете!
Спасибо за познавательный рассказ о чёрном цвете!
Юлия, добрый день! Спасибо, что читаете! Посмотрите и другие мои статьи на тему масляной живописи)
Наталья, спасибо за познавательную информацию! Очень интересно было читать! Оказывается черная краска в живописи маслом ,имеет огромное значение . В отличии от масла , в акварели , она не допустима. Это интересно!
Ольга, добрый день! Спасибо, что читаете! Да, в масляной живописи очень много всего интересного!)