Что означает это странное слово, как сделать имприматуру, и почему это не подмалевок – читайте в моей новой статье!
Что такое имприматура в живописи
Imprimatura переводе с итальянского означает «первый слой». С нее мы и начинаем работу над картиной.
Словно какой-то музыкальный термин, имприматура представляет собой первый слой красок на картине.
Она бывает однотонной, когда вы просто наносите одноцветный слой краски на холст, и неоднородной, когда вы кладете сразу несколько цветов красок в первый слой картины.

Имприматура в масляной живописи это классический прием, которым пользовались еще старые мастера и художники. Понятно, что в таких техниках как импасто и алла-прима создание первого красочного слоя не обязательно, а вот в лессировке, как раз наоборот, необходимо.
Для чего вам понадобится имприматура
Имприматура, словно разметка на карте, подскажет вам правильный путь и как лучше всего наносить краски на белый, чистый холст.

Хорошо, если у вас будет единый цветовой фон, от которого вы будете отталкиваться при написании картины и растушевки краски. Создавая сначала имприматуру, вы как бы выдерживаете общий колорит произведения, начиная работу от общего к частному. Если использовать классическую имприматуру в масляной живописи, то можно добиться легкости в композиции и тональности картины.
Белый холст будет просвечивать через прозрачную или полупрозрачную краску, создавая определенную 3D-иллюзию. Подбирая цвета, учитывайте общую композицию. Наносить краску не обязательно целиком на всю поверхность холста, можно сделать это выборочно, чтобы сосредоточить внимание зрителя на некоторых деталях.
Например, подчеркнуть особенности светотени и полутонов: оставить несколько темных пятен краски на белом грунте, а затем сделать подмалевок лессировкой, так же, по светлому грунту.
Кроме общей композиции, имприматура в масляной живописи поможет вам на начальном этапе работы над картиной. Вы сможете установить баланс светлых и темных красок на холсте, создадите эскиз будущей картины.
Широкое применение имприматура нашла в технике старых мастеров. Так, Тициан предпочитал писать по белому грунту, но со временем перешел на прозрачную красную краску, а потом и вовсе на более темный тон.

Венецианский живописец Тинторетто, например, любил писать картины по основе из темных и даже черных цветов.

Паоло Веронезе создавал картины применяя имприматуру голубоватых и жемчужно-серых тонов.

Голландец Рембрандт любил экспериментировать и использовал для имприматуры белые, золотые, коричневые и серые тона, покрывая их прозрачным, темно-коричневым цветом.

Эль Греко, этот греческий живописец с испанским подданством, создал для себя универсальную формулу имприматуры – он делал эскиз картины на белом грунте, а затем покрывал его слоем прозрачной, коричневой краски, формируя полутона белилами. Благодаря этому методу на его картинах можно проследить характерный жемчужный оттенок.

Как сделать имприматуру в живописи

Прежде чем приступить к имприматуре, запомните эти простые правила, которые помогут вам в работе над картиной:
— каждый слой краски нужно просушивать;
— техника сухая кисть не допусти;
— для каждого цвета краски берите отдельную кисточку
Как я уже упоминала, имприматуру можно делать несколькими способами. Пройдемся еще раз по ним:
- Имприматура в один цвет, самая простая – однотонная заливка холста краской. Понадобится широкая малярная кисть или кисть-флейц.
- Также одноцветная, но посложнее – это когда цвет по-прежнему используется один и тот же, но наносится краска разными техниками. Вы можете растушевать краску или наложить ее несколькими мазками друг на друга – все это и будет имприматура.
- Опять простая имприматура, но с использованием уже нескольких цветов – простая заливка холста.
- И как вы могли догадаться, наложение нескольких цветов на первый слой, в разных техниках.
Отличие имприматуры от подмалевка
Разница между имприматурой и подмалевком не всегда видна, так, как и то, и другое, это первоначальный слой, первый этап работы над картиной. Но все-таки, некоторые отличия можно выделить. Имприматура задает цвет будущей картины, а подмалевок – саму форму этого цвета, расположение темных и светлых пятен на картине и границу между ними.

Кроме этого отличия, у меня часто спрашивают, какая имприматура лучше, масляная или акриловая? Тут следует напомнить о том, какими свойствами обладают и те, и другие краски.
Масло сохнет дольше, чем акрил, но оно приятней в работе именно над живописью в классическом ее понимании. Масло нужно разводить специальными разбавителями, в отличие от акрила, который легко развести водой.
По сути, разницы особо никакой нет, можно сказать, что это одна и та же имприматура, за исключением того, что акриловая краска на водной основе и она темнеет.
Так что исходя из личных предпочтений, выбирайте краски для имприматуры по своему вкусу!
Понравилась статья? Тогда поставьте 5 звезд, чтобы оценить статью!
Огромное спасибо за информацию. Очень понравилось, полезно.
Хорошая статья. Спасибо.
Антонина, добрый день!) Спасибо, очень приятно)
Это интересно, благодарю за информацию, начинаю понимать 😊☝️
Елена, добрый день! Спасибо, очень приятно)
Как всегда,Ваша информация приятная и полезная. Спасибо
Роза, добрый день! Спасибо, что читаете! Подписывайтесь на меня также в соцсетях — там полезные посты каждый день выходят)
Очень интересно! Все написано понятно, объяснение материала доступно. Спасибо большое!
Надежда, добрый день! Спасибо, рада, что вам понравилась статья)
Спасибо! Теория важна в обучении, точно! Возвращаюсь к Вашим постам довольно часто. Интересно и полезно очень!
Светлана, добрый день! Спасибо большое) Записывайтесь на мой курс, там тоже интересно))
Спасибо большое! Обязательно напишу море!
Ирина, , добрый день!) Поделитесь потом со мной результатом в соцсетях)
Спасибо. Стараюсь смотреть Ваши статьи и мк. Почти полностью осилила курс для начинающих маслом прошлого года. Задеожалась из за болезни.
Татьяна, добрый день!) Спасибо, что рисуете вместе с нами!)
Наташа, у вас всегда присутствует правильная, необходимая и нужная информация! Большое вам спасибо за обучение!
Тамара, добрый день!) Спасибо, что читаете)
Спасибо, очень интересно, понятно и полезно!
В кружках по живописи, которые я посещала, мне об этом не рассказывали. А ведь это основа основ, очень полезная информация и спасибо за то, что просвещаете нас👏👍
Галина, добрый день!) Рады стараться) Записывайтесь к нам на курсы, будете вообще профи и все знать)
Статья хорошая и умная, но самостоятельно усвоить ее не получится. нужны дополнительные уроки.
Ираида, добрый день!) Записывайтесь ко мне на курсы, будем учиться)
спасибо Наталья оч полезная информация♥
Светлана, добрый день!) Спасибо большое, очень приятно!)
Доброе утро! Спасибо за статью. Вопрос. Для импрематуры краску можно разводить тройником?
Татьяна, добрый день! Да, можно)
Спасибо за разъяснение. Понравилось.
Добрый день, Валентин!) Спасибо, что читаете!)
Спасибо за полезную информацию!)
СпасиБо, Наташа!
Было здорово на курсах.Я прошла для начинающих, продолжение и не до конца портреты. У меня случилась аллергическая реакция на разбавители. Не выполнила пор рет мужской и ребёнка. Да и референс не понравился. Сейчас состояние лучше. Буду работать.
Helen, добрый день!) Очень жаль, что с разбавителями все так вышло( Надеюсь, у вас все будет хорошо и это не помешает вам написать новые картины, пусть и по другим референсам) Главное, что техники и уроки у вас уже есть, с ними будет легче учиться писать портреты)
Спасибо за статью!
Подскажите: нанесла слой имприматуры и жду его высыхания?
Анна, добрый день!) Да, все верно)
Спасибо вам за статью, узнала много нового для себя.
Надежда, добрый день!) Рада, что статья была вам полезна)
Понравилась эта изумительная статья. Спасибо.
Благодарю, полезно, познавательно.
Анна, добрый день!) Спасибо, что читаете!)
Статья понравилась- интересная и познавательная! Спасибо, Наташа, за просвещение. Вы талантливая умница! Всегда восхищаюсь Вами (безо всякой лести)…особенно Вашей аккуратности и чистоте рук! У меня так не получается, к сожалению..😊
Татьяна, добрый день!) Спасибо, что читаете) Насчет рук, возможно это просто опыт — 15 лет уже в творчестве)
Очень познавательно, спасибо за статью!