В этой статье я расскажу вам про такой материал, как поталь, как правильно ее использовать и наносить на предметы для их золочения. Также на примерах покажу, как работать с разными видами потали. Читайте подробнее в новой статье!
- Золотой материал
- Что такое поталь
- Материалы и инструменты для работы с поталью
- Поталь
- Лампензель
- Кисть колонок
- Клей для потали
- Грунт для потали
- Защитный лак для потали
- Дополнительные средства для золочения и декорирования изделий
- Виды и особенности работы с поталью
- Поталь в листах
- Жидкая поталь
- Поталь в хлопьях
- Рулонная поталь
- Трансферная поталь
- Поталь в форме пасты
- Восковая поталь
- Популярные техники и способы работы с поталью
Золотой материал
Наверняка вы видели картины и декоративные изделия, в которых присутствовал золой цвет или, частички золота. У меня на онлайн-курсе «Интерьерная живопись» создаем как раз такие картины. Так вот, это не золото, а специальный материал, который художники и мастера используют для золочения своих предметов.
Просто, удобно и доступно, в отличие от золота. Но у всего есть свои нюансы и тонкости. Поэтому, давайте вместе разбираться, что же такое поталь.
Что такое поталь
Поталь – это декоративный материал, который используют в живописи, декупаже и других прикладных техниках, чтобы имитировать настоящее золото при золочении картин и предметов.
Несмотря на то, что поталь выглядит и создает впечатление золота, в ней нет золотых металлов и она не является драгоценностью. Именно за это ее так любят художники-декораторы. Ведь за относительно небольшую стоимость при правильном применении поталь способна сотворить чудеса и украсить любой предмет или картину.

Поталь бывает в нескольких видах, например, в листах, крошкой, жидкой. Ниже мы с вами рассмотрим все основные виды потали, их свойства и как ими пользоваться.
Также поталь имеет несколько цветов. Помимо золотого цвета, есть еще серебряный и бронзовый цвета, которые в свою очередь, в зависимости от производителя, могут иметь свои собственные оттенки.
Материалы и инструменты для работы с поталью
Поталь, в отличие от красок материал не простой, и чтобы избежать неудачи и разочарования, в первый раз используя поталь лучше посмотреть какой-нибудь мастер-класс, например, как правильно наносить поталь.
Если вы уже освоились и готовы приступить к работе, вам понадобится целый набор разнообразных материалов, от кисточек и клея, до специальной грунтовки и лака.
Поталь
Прежде всего, вы должны определиться, в какой технике хотите работать, чтобы выбрать поталь. В зависимости от того, какой эффект вы хотите получить в итоге и нужно выбирать поталь: жидкую, в листах или крошкой.
Лампензель
Не пугайтесь этого названия, это всего лишь плоская кисточка для специального нанесения потали на декорируемое изделие. Такую кисть используют для золочения предметов поталью в листах. Она не имеет привычной вам деревянной ручки и имеет веерообразную или прямоугольную форму. Изготавливается из натурального материала.
Кисть колонок

Приклеенную к изделию поталь необходимо разглаживать мягкой кисточкой. С этой задачей прекрасно справляется колонковая кисть, которую можно приобрести в любом магазине.
Клей для потали
Клей для потали имеет особое значение, ведь без него она будет бесполезна. А правильно подобранный клей поможет сделать из нее удивительные вещи с эффектом золочения.
Клей наносится на само изделие или холст до нанесения потали. Существует несколько разновидностей клея для потали:
- Клей мордан на масляной основе. Подходит как для сусального золота, так и для потали. Как клеить на него листовую поталь? Сначала нужно нанести этот клей на изделие целиком, подождать пока он подсохнет, это может занять примерно час, а уже потом выкладывать поталь в листах.

- Клей животного происхождения, рыбий или кроличий, используют профессиональные мастера. Его нужно готовить самим, разводя гранулы или хлопья клея паром. По своим свойствам напоминает желатин.

- Самый простой вариант клея для потали для новичков – акриловый на водной основе. Продается во многих магазинах, готов к применению в течении 15 минут после использования.

- Клей на спиртовой основе идеален для золочения поталью изделий из камня, стекла, металла. Поталь можно наносить спустя 30 минут после нанесения клея на изделие. Такой клей идеален для золочения вертикальных изделий, так как не образует потеков.

Грунт для потали

Как и в любой другой декоративной работе, грунт в первую очередь нужен для того, чтобы выровнять поверхность для последующего нанесения краски или потали.
Грунтовка для потали бывает, как обычной, так и клеевой. Наиболее распространенным является грунт левкас, который используется для золочения деревянных предметов. Это универсальный грунт, однако для холстов он не очень подходит, так как становится слишком хрупким после высыхания.
Для живописи лучше выбирать клей-грунт, который будет сочетать в себе несколько свойств сразу и избавит вас от лишних хлопот и трат.
Защитный лак для потали
После того, как ваше изделие или картина высохнут, необходимо будет покрыть работу финишным лаком, который закрепит весь результат. Для этого вам понадобится специальный шеллачный лак на спиртовой основе из натуральных смол.
Этот лак хорош тем, что он очень прочный, хорошо переносит влажность, не растрескивается со временем. Также он не окисляет позолоту, в отличие от лаков на водной основе.
Дополнительные средства для золочения и декорирования изделий
Если вы хотите создать изделие с эффектом старины и налета антиквариата, то вам никак не обойтись без патины – специального средства для состаривания изделий. Именно благодаря ей, вы сможете создать уникальные и неповторимые подтеки и прожилки, которыми отличаются изделия прошлого.
Для того, чтобы придать изделию больший объем и фактурность, а также сделать темными естественные прожилки, воспользуйтесь битумным лаком. После нанесения битумного лака, поталь станет более тусклой. Рекомендуется после высыхания закреплять шеллачным лаком.
Виды и особенности работы с поталью
Поталь бывает нескольких видов и в зависимости от этого, вам нужна будет та или иная техника, чтобы знать, как с ней работать.
Поталь в листах

Самый распространенный вид потали – в листах. Это связано с тем, что такая поталь прекрасно подходит для любого вида материалов, будь то дерево, стекло, металл, керамика, холст.

Как работать с листовой поталью? Прежде всего, нужно, как и всегда подготовить поверхность изделия. Ее нужно очистить, выровнять и обезжирить, затем нанести специальную грунтовку. Если вы будете использовать клей для потали на масляной основе, то вам придется ждать пока он высохнет около 12 часов, а если на водной, то приклеивать можно будет практически сразу.
Убирая неровности и воздушные пузырьки, используйте ткань, проглаживая поверхность. Листовая поталь идеально подходит для декорирования больших участков и поверхностей.
Жидкая поталь

Эта поталь сама по себе очень яркая, является металлической краской. Также универсальна и подходит практически для любых поверхностей. Такая поталь не боится излишней влажности, не окисляется и держится на изделии очень прочно.
Как наносить жидкую золотую поталь? Все просто, наносить ее можно на изделия губкой или кисточкой, в зависимости от объема и деталей, которые нужно покрыть. Наносить следует в несколько слоев, хорошо просушивая каждый слой. Если наносить краску аэрографом, это заметно упростит и облегчит процесс работы, а также позволит потали быстрее высохнуть.
Поталь в хлопьях
Такую поталь еще называют поталь в крошках. Все потому, что она очень похожа на смятые крошки фольги, с жатым эффектом. Также, как и листовая, поталь в хлопьях имеет несколько цветов – золотой, серебряный и бронзовый.
Очень часто такую поталь используют при изготовлении украшений, так как очень красиво переливается и создает множество оттенков на своих гранях. Поталь хлопьями сыпется на декорируемое изделие, а не наносится кистью, чтобы не изменить ее структуру.
Такую поталь используют для создания эффекта кракелюра, то есть трещин и красивых переходов светотени.
Рулонная поталь

Как правило такую поталь используют для золочения крупных предметов. Представляет такая поталь очень тонкий лист золотого цвета и в длину может достигать 50 метров. Это не самый популярный и доступный вид потали, поэтому на нем мы не будем останавливаться подробно.
Трансферная поталь

Интересный и экономичный вид потали, листы которого лежат на специальной пленке. Особенность этого вида потали заключается в том, что на этой пленке сразу несколько слоев потали, и чтобы использовать их все, необходимо эту пленку прикладывать несколько раз к декорируемому изделию.
Как пользоваться такой поталью для золочения? Поверх клея кладете лист потали, а пленку хорошо разглаживаете и убираете.
Поталь в форме пасты

Пастозную поталь используют для золочения кожаных и текстильных изделий, нанося кисточкой, губкой или руками. Когда такая поталь высохнет, ее можно отполировать для дополнительного блеска.
Восковая поталь
Если вы декорируете изделие, которое не будет подвергаться чрезмерной эксплуатации, можете попробовать в золочении использовать воск. Это вполне универсальное и экономичное средство, так как его можно использовать и как грунт, залепляя мелкие трещины и неровности, и как средство для старения предмета, а также, для придания объема изделию. Воск можно накладывать руками или кисточкой.
Популярные техники и способы работы с поталью
Если вы еще совсем новичок в нанесении золотой потали на холст или на изделие, то просто следуйте этим правилам, и тогда ваша работа станет проще и аккуратнее.
- Изучите материал. Почитайте статьи по теме, посмотрите мастер-классы, или, если тема вас сильно заинтересовала, запишитесь на курс! Чем больше вы будете знать о свойствах и техниках потали, тем лучше и красивее у вас будут получаться изделия.
- Не бойтесь пробовать, даже если уверены, что ошибетесь в первый раз. Поталь – это всего лишь имитация золота, и если вы ошибетесь, то не потеряете огромных денег.
- Начинайте учиться наносить поталь с листового вида. Это самый простой и удобный вид потали. Если переживаете, то наденьте тканевые перчатки – это поможет избежать некрасивых отпечатков на поверхности.
- Если работаете в доме, проследите чтобы не было сквозняков. Поверьте, собирать рассыпавшуюся тонкую поталь, особенно крошкой, очень сложно, практически невозможно.
- Используйте специальные кисточки и тряпочки, чтобы разгладить поталь, так как от рук она портится.
- Если работаете с мелкими деталями, то лучше заранее разрезать лист потали на несколько небольших частей для удобства.
Среди наиболее популярных техник работы с поталью, можно выделить несколько:
- техника «растяжки», для получения эффекта кракелюра;
- техника нанесения листа целиком. Обычно используется для больших изделий;
- техника создания фактуры, когда на поталь накладывается штамп. При чем оставшуюся поталь убирают, и она остается только в углублениях от штампа, придавая красивый ретро-стиль изделию;
- техника заливки хлопьев потали эпоксидной смолой смотрится очень необычно, словно кусочки золота под водой;
- смешанная техника, когда используется сразу и поталь, и краска.
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить 5 звезд. А если у вас есть вопросы о потали, смело задавайте их в комментариях.
Шеллачный лак наносится только на поталь или всю картину?
Добрый день, Татьяна! Лак наносится только на поталь.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли клеить поталь на картину написанную маслом? Или только на акрил? Заранее спасибо!
Добрый день, Вера! Можно клеить поталь на картину, написанную маслом, но только после высыхания всей работы.
Здравствуйте, скажите пожалуйста, чем обезжирить картину, написанную маслом перед нанесением потали?
Ольга, добрый день! Можно обработать картину тонким слоем Уайт спирита или пинена и затем вытереть сухой чистой тряпочкой)
Наталья, спасибо). Тут возникли ещё вопросы, после просмотра вашего видео в ютубе. 1. Можно ли на масло наносить поталь жидкую (лак), краски акриловые золотые. Если можно, то масло нужно так же обезжирить, как и для листовой потали? Я масло покрываю акрил стиральным лаком, если на масло нанести поталь жидкую ( лак, акрил.краски), то каким лаком покрывать всю работу, или нужно отдельно покрывать участки с жидкой поталью каким то специальным лаком? И так же с листовой поталью, сначала покрыть место с поталью шеллачным лаком, а потом всю работу можно акрил стирольным включая место покрытое шеллачным лаком, или место покрытое шеллачным лаком нельзя покрывать акрил стирольным? Длинно получилось, буду признательна за ответ)
Наталья, благодарю за полезную информацию.
Добрый день! Подскажите, жидкую поталь можно использовать с жидким акрилом? Ее нужно разбавлять водой или/и лаком? Хочу добавить серёжке в картину
Евгения, добрый день!) Да, использовать можно, но желательно не смешивать, работать после высыхания 🤗
Разбавлять не нужно))
Очень хорошая статья. И интересно и полезно. Мне не понадобилось искать еще статьи, чтобы понять суть дела. Благодарю. Желаю творческих успехов. Ирина Погребрняк.
Ирина, добрый день! Спасибо большое, очень приятно)
Добрый день!
Хочу на глаза манекена нанести жидкую золотую поталь. Нужны ли какие-то этапы ДО и ПОСЛЕ или могу сразу приступить к действию?
Екатерина, добрый день!) Если на пластиковый, то можно и просто так)
Все доходчиво и понятно, и все в одном месте можно прочитать, а не ковыряться на просторах инета👍👍👍 Всем творческих успехов✊✊✊
Можно ли работать поталью ТРАНСФЕРНОЙ по акриловый пасте финешной(после высыхания) и можно ли использовать для этого холст на картоне/холст на подрамнтке?
Ирина, добрый день!) Можно) Пастой по холсту на картоне лучше не работать, так он может деформироваться.
Хотела 5 звёзд поставить, а нажалось почему-то 3. Извините, пожалуйста!
Статья на все 10 звёзд ! Очень полезная и интересная! Уже несколько раз читаю! И использую в работе Ваши советы, Наталья!
Спасибо, замечательная статья, очень понятно и полезно для меня, рада знакомству!
С листовой поталью работаю давно, с другими видами познакомилась у вас на курсе Интерьерной живописи. Однако статья мне полезна: повторение — мать учения. Спасибо
Наталья, добрый день!) Спасибо, что читаете нас!)
Добрый вечер,с Новым годом. Нажимала 5 звёзд,а выскочило 4. Спасибо за полную,прекрасную статью о Потсли. С уважением Надежда.
Надежда, добрый день!) И вас с праздником!) Спасибо, что читаете)
Спасибо, класс
Феликс, добрый день!) Спасибо, что читаете)
Добрый день,
Увы, первый блин комом. Первый раз решил использовать поталь для работы и видимо недостаточно использовал клей. Подскажите пожалуйста, можно ли как то подправить участки , на которых не закрепилась поталь? Под клеем слой акрила. Заранее благодарю Вас
Иван, добрый день!) Ничего страшного) Можно сделать ещё слой потали поверх)
Здравствуйте!
Как называется метод записать клеем и засыпать золотой пудрой, что бы получить выпуклые буквы?
Вспомнил. Эмбоссинг.
Рафаэль, добрый день!) Ну вот, отлично, что вспомнили)) А вы тоже рисуете?
Рафаэль, добрый день!) Да, это тиснение или эмбоссинг)
Здравствуйте Наталья! Спасибо за ответ.
Отец мой был художником. Работал главным художником госдрамтеатра в г. Агдам Азербайджана. Он хотел, чтобы я был художником. Поэтому дал мне имя Рафаэль. Я врач-стоматолог. Но мои хобби фото, видео, декор и конечно, творчество своими руками.
Я в восторге о Вас, о Вашем таланте и бескорыстие. Желаю Вам дальнейшие творческие успехи и самое главное здоровье и бодрое настроение на всю жизнь!
Рафаэль, добрый день!) Спасибо большое, очень приятно) Рада, что творчество есть в вашей жизни!) Успехов вам и интересных работ!)
Можно ли после покрытия бумажной потали покрыть сверху жидкой поталью?
Екатерина, добрый день!) Лучше не стоит, можно отдельно попробовать их сочетать, на бумаге, например))
Наталья, добрый день!
Хочу впервые попробовать поработать с поталью на холсте (нужно нарисовать гору золотых монет). Подскажите, пожалуйста, какую поталь в данном случае лучше использовать для реалистичного эффекта?)
Евгения, добрый день! Можно попробовать листовую поталь в разных оттенках 😘
Также жидкая поталь будет интересно смотреться))
Здравствуйте! Можно ли наносить листовую поталь на гуашь?
Наталья, здравствуйте! Лучше на клей, но можно поверх гуаши)
Наталья ! Ваши уроки прекрасны! С удовольствием смотрю , пытаюсь , что то повторить ! Уроки проходят легко и быстро и главное узнаешь не только техники , но и о художниках , что тоже очень важно!
Светлана, добрый день!) Спасибо большое, что читаете и проходите мои мастер-классы) Приятного вам творчества!)