Экспрессионизм – направление, которое изменило живопись

Для вдохновения

Что такое экспрессионизм в живописи? История появления стиля, его характерные черты и особенности. Самые известные представители и картины. Отличие от импрессионизма.

Введение

Экспрессионизм – это авангардное художественное течение, которое зародилось в Европе накануне Первой мировой войны.

Можно сказать, что это течение стало своеобразным отражением того, что происходило в мире в тот период, и ответом на те стили и направления, которые не хотели замечать трагических перемен.

В этой статье я хочу подробно остановиться на этом направлении, проследив его историю, отметив характерные черты, чтобы вы тоже потом смогли отличать работы экспрессионистов от других художников и стилей.

Особенности и характерные черты экспрессионизма

Перед экспрессионизмом был постимпрессионизм, многие художники этого направления повлияли на ранних экспрессионистов.

Экспрессионизм – это направление, зародившееся в ХХ веке. Оно определяет не только живопись, но также музыку, литературу, кино, театр и другие виды искусства.

Экспрессионизм – это отказ от традиционного изображения действительности. Вместо изображения реальности так, как она есть, художникам было важно показать свой внутренний мир, свои эмоции. Для этого они выбирали разные способы и методы, чтобы передать реальный мир через призму своих эмоций.

К основным, особенностям и характерным чертам этого стиля рисования можно отнести следующее:

— пропорции на картинах экспрессионистов искажены;

— рисунок, как правило, максимально упрощается, отсутствует детальная прорисовка;

— на картине очень видна и сильна эмоциональная составляющая: такие яркие чувства и эмоции, как страх, гнев, ужас, восторг, часто преобладают в сюжете;

— яркие цвета, работающие на контрасте друг с другом и создающие впечатление.

Особенность этого стиля в том, что в отличие от других стилей и направлений, экспрессионизм легально (так как картины художников участвовали в выставках) мог шокировать публику, еще не готовую к новому.

Художники не только показывали свои эмоции, они стремились и у зрителей вызвать чувства восторга, отвращения, боли, скорби. Заставить людей испытывать шок – одна из основных целей экспрессионистов.

Стиль экспрессионизм простыми словами – это живопись, которая руководствуется чувствами и эмоциями, а не логикой.

Экспрессия в живописи достигается за счет цвета и формы изображаемых предметов, объектов, людей.

Отличие от импрессионизма

Экспрессионизм и импрессионизм служат для того, чтобы показывать художникам происходящее вокруг и через чувства и эмоции показывать мир. Но есть и отличия в этих двух стилях.

Импрессионизм, как стиль живописи зародился во второй половине XIX века. Художники-импрессионисты передавали свои впечатления от увиденного. Они писали отдельными мазками, иногда выдавливая краску на холст прямо из тюбика, используя контрастные цвета.

Если посмотреть получше, можно выделить особенность таких картин – необычное мерцание и свечение работ. А еще, такие картины не поднимали какие-то остросоциальные темы. Многие были написаны просто для того, чтобы украсить интерьер.

Экспрессионизм же появился на 50 лет позже и основной своей задачей ставил показать чувства и эмоции, переживания художников, а не украсить комнату красивой картиной.

Оба стиля так или иначе возникли в период слома исторических эпох, перехода к новым устоям в обществе. Просто экспрессионизм застал более трудное и тяжелое время, которое легло тенью на художников и живопись этого направления.

Также были отличия и в сюжете. Импрессионисты любили писать пейзажи, сценки из повседневной жизни, быт людей, городские зарисовки и времяпровождение обычных людей.

Клод Моне, «Водяные лилии в цвету», 1917
Клод Моне, «Дама в саду Сент-Адресс», 1867

Экспрессионисты же отказывались от реалистичного изображения предметов, предпочитая содержание форме. Их абстрактные сюжеты становились все более авангардными и вызывающими.

Импрессионизм считался более радостным и смелым продолжением реализма, а экспрессионизм – печальным отражением общества предвоенного времени.

Отличаются стили и по манере написания – легкие мазки, яркие и свежие цвета импрессионистов очень сильно контрастируют с темной, мрачной живописью экспрессионистов, с размытыми и непонятными формами.

История развития стиля

По одной из версий, которая к тому же еще и задокументирована, в 1911 году в немецком журнале «Штурм» вышел материал, где к экспрессионистам причисляют Эдварда Мунка, Пабло Пикассо, Жоржа Брака и некоторых художников, которые выставлялись на Берлинском сецессионе, а также некоторых французских постимпрессионистов.

Конечно, экспрессионизм не появился ни с того, ни с сего, в один день. Были художники, которые прокладывали дорогу более знаменитым последователям, которые отходили от общепринятых норм и законов, которые создал импрессионизм.

К первым ласточкам стиля причисляют Винсента Ван Гога и Поля Гогена.

Винсент Ван Гог, «Пшеничное поле с воронами», 1890
Поль Гоген, «Когда свадьба», 1892

Но, если говорить непосредственно про сам стиль, который мы понимаем как самый настоящий экспрессионизм, то он зародился в Северной Европе, в частности в Германии, в начале ХХ века.

Это было время прорыва, время, когда общество на всех порах неслось к индустриальному развитию и Первой мировой войне.

Революционные настроения, так же, как и растерянность людей от перемен, все больше удаляли художников от прошлых традиций. Новый стиль так и просился на мировую художественную арену, как ответная реакция на происходящее и грядущее – мировую катастрофу, с ее противоречивостью и уродливостью.

Художники ХХ века, как и любые другие художники других поколений, остро чувствовали этот нерв, и начали отражать свои чувства и эмоции в работах, постепенно создавая новый стиль.

Пост импрессионизм тоже отличался простотой перспективы и ярким выражением чувств. Картины Ван Гога, Сезанна, Матисса, Гогена – эти работы, как и сами художники, вдохновляли новое поколение экспрессионистов. Только вот последние еще больше развили тему и добавили чувств в свое творчество.

4 июня 1905 года в Германии была основана творческая группа «Мост». В ней состояли Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт, Эрик Хекель и Фритц Блейл. За 8 лет существования к ним присоединилось много художников нового поколения, в 1913 году «Мост» насчитывал уже 70 участников. Эта группировка, можно сказать, стала первой творческой группой экспрессионистов.

В 1911 году создается еще одно творческое и очень важное объединение экспрессионистов – «Синий всадник». В нем состояли Василий Кандинский, Франц Марк, Август Маке, Марианна Веревкина, Альфред Кубин и другие художники. Но, в отличии от других представителей, работы этих экспрессионистов не были такими ярко-эмоциональными.

Жорж Руо, Стенография к балету «Блудный сын», 1929

Если посмотреть на географию этого стиля, то он распространился за пределы Германии. Так, например, в России это были Марк Шагал и Павел Филонов, во Франции – Амедео Модильяни и Жорж Руо, Эгон Шиле в Австрии, а Эдвард Мунк – в Норвегии. В США это были Джексон Поллок и Ханс Хоффман.

Конечно, постепенно интерес к этому течению начал угасать. Это было связано с тем, что люди начали стоить новую жизнь после Первой мировой войны, общество хотело уйти от негатива, люди хотели видеть более светлые работы.

Позднее, когда Гитлер пришел к власти, работы экспрессионистов и вовсе стали исчезать – выставки отменяли, картины сжигали, а само направление стали называть дегенеративным искусством.

Позднее, в 40-е годы, но уже в США, стал формироваться новый стиль – абстрактный экспрессионизм, а еще через несколько десятилетий – неоэкспрессионизм.

Можно сказать, что движение перерождалось с каждым историческим витком, но сохранив при этом саму свою суть – выражение эмоций автора и передача их зрителю в оригинальной манере.

Известные экспрессионисты и их картины

Макс Бекман: 12 февраля 1884 – 27 декабря 1950

Немецкий художник-экспрессионист, писавший портреты, триптихи. Писал в мрачных тонах, особо не прорисовывая лица, играл на контрасте, создавая гротескные образы с искаженными позами и лицами своих героев. Мазки художника были грубыми и резкими и очень хорошо выражали чувства того времени.

«Птичий ад», 1938 год
«Отплытие», триптих, 1932 – 1933 годы
«Семейная картина», 1920 год

Эдвард Мунк: 12 декабря 1863 – 23 января 1944

Норвежский художник, прославившийся своим «Криком» — работой, безусловно очень трагичной и экспрессивной. На Мунка оказали влияние работы Ван Гога и Гогена, а также творчество Федора Достоевского.

Его творчество с одной стороны, охвачено темой смерти, а с другой – жаждой жизни.

«Крик», 1893
«Меланхолия», 1890 – 1892
«Голгофа», 1900

Эрнст Людвиг Кирхнер: 6 мая 1880 – 15 июня 1938

Один из основателей экспрессионизма и участник творческой группы «Мост». Как и на других, на немецкого художника повлияло творчество Винсента Ван Гога. Он даже написал картину с подсолнухами, отдавая дань и делая своеобразный оммаж великому мастеру.

Питал большой интерес к примитивному искусству, в частности, к океанским и африканским племенам. У художника была непростая и тяжелая судьба, наполненная трагическими событиями. Это и события Первой мировой войны дали большой материал для творчества Кирхнера.

«Портрет женщины с подсолнухами», 1906
Групповой портрет участников объединения «Мост», 1926 – 1927
«Потсдамская площадь. Берлин», 1914

Эгон Шиле: 12 июня 1890 – 31 октября 1918

На творчество австрийского художника повлияли как Ван Гог, так и Эдвард Мунк и Густав Климт. С Климтом, кстати, Шиле познакомился, еще учась в венской Академии художеств.

Шиле умер очень рано от эпидемии испанки, но оставил после себя очень богатое наследие из тысячи рисунков и сотни картин.

«Агония», 1912
«Автопортрет с физалисом», 1912
«Пророк», 1911

Василий Кандинский: 4 декабря 1866 – 13 декабря 1944

Основатель объединения экспрессионистов «Синий всадник», Кандинский со временем перешел к абстракции.

Несмотря на то, что художник родился в России, образование он получал в Мюнхене, а после революции уехал за границу, он старался развивать российскую живопись, ее новое направление (оказав влияние на творчество не только зарубежных художников, но и своих соотечественников).

Он также был теоретиком изобразительного искусства, очень много писал про цвет, композицию, искусство.

«Вверх», 1929
«Женщина в Москве», 1912
«Смутное», 1917

Август Макке: 3 января 1887 – 26 сентября 1914

Еще один участник группы «Синий всадник». Увлекался новыми идеями, погиб на войне на фронте.

Его стиль можно охарактеризовать как игру световых эффектов и тщательно подобранных цветов и решений. Картины, на удивление, оставляют легкое и радостное впечатление.

«В дворцовом саду в Оберхофене», 1914
«Русский балет», 1912
«Бал»

Амедео Модильяни: 12 июля 1884 – 24 января 1920

Итальянский художник и скульптор работал в жанре портрета и ню. Модильяни и его творчество довольно сложно отнести к какому-то одному направлению, но то, что в его живописи присутствовали яркие, экспрессионистские мотивы – бесспорно. Художнику повезло – он стал известным еще при жизни, был успешен, участвовал в выставках, но, к сожалению, очень рано умер от туберкулеза.

«Беатрис Гастингс», 1915
«Девушка в матросской блузе», 1918
«Анна Ахматова», 1911

Таким образом, если подводить итог, то, экспрессионизм в искусстве – это направление, появившееся в 20 веке, основной чертой которого было не передавать окружающий мир, а показывать чувства и эмоции автора насчет него, с помощью цвета и форм.

Наталья Юршина

Основатель онлайн-школы рисования «NY school».

Хотите научиться писать маслом? Записывайтесь на мой мастер-класс 👇

Записаться!.

Оцените автора
NY SCHOOL — Школа рисования маслом
Добавить комментарий

Adblock
detector