Что такое фовизм в искусстве и живописи? История появления и характерные черты стиля. Ключевые художники и примеры картин в стиле фовизма.
Введение
Фовизм в переводе с французского означает дикие, хищники. Это течение в живописи зародилось в начале XX века, во Франции. С одной стороны, фовизм – это направление постимпрессионизма, но с другой стороны, историки также причисляют его и к авангарду, и к модерну.
У этого течения есть свои характерные особенности, период расцвета и упадка, а также яркие ключевые представители, которых вы наверняка хорошо знаете.
В этой статье я хочу познакомить вас с фовизмом и с основными направлениями и работами течения. Дочитайте статью до конца и у вас уже не останется вопроса, что такое фовизм!
Как появился фовизм
Периодом расцвета и царствования фовизма можно назвать годы с 1904 по 1908. В течении двух лет – с 1905 по 1907, происходят наиболее важные моменты в формировании фовизма и включения его в контекст мировой живописи.
Все началось с выставки Осеннего салона в Париже в 1905 году. На ней были представлены работы, которые одновременно и шокировали зрителей, и притягивали внимание – яркие, насыщенные цвета, экспрессия и энергия так и сочились из этих полотен Анри Матисса, Андре Дерена, Мориса де Вламинка.
Как это часто уже бывало, художественный критик, оказавшийся на выставке, дал определение живописи и художникам такое определение — «дикие звери» (от французского «fauve»).
Конечно же, как и у любого другого течения и направления, у фовизма есть свои предшественники, которые и помогли сформировать и обособить это течение.
Сначала импрессионисты, а затем и постимпрессионисты, подготовили почву для нового течения. Можно сказать, что фовизм с его яркими цветовыми решениями и движением в моменте соединил в себе два этих предшествующих направления.
К тому же, фовисты также отказывались от традиционных трехмерных изображений, создавая яркое и плоское пространство в своих работах.
Также, хочется отметить и вклад художника-символиста, Гюстава Моро, который был своеобразным идейным вдохновителем фовизма. В 1890-х годах, он преподавал в парижской Школе изящных искусств. Как раз в то время у него учились Анри Матисс, Жорж Руо, Альбер Марке и многие другие художники, в том числе, ставшие фовистами.

Гюстав Моро учил молодых художников работать с цветом, выражать свое я через свои картины. Таким образом, Моро повлиял на формирование нового течения и на интерес новых художников к чистому цвету, который они потом с такой щедростью использовали в своих работах.
Характерные черты фовизма
Теперь же, давайте подробнее остановимся на характерных чертах этого течения и его отличительных особенностях.
Цвет
У фовистов была радикальная идея, что цвет – это уже не только форма реальности, нет, он может показывать и настроение, и структуру внутри картины. Художники интенсивно использовали яркие цвета, при чем весьма своеобразно.

Композиция
Упрощая форму и насыщая картину яркими цветами, художники-фовисты привлекали внимание зрителей к плоскости холста, где все играло свою отдельную роль.
Для них было важно, чтобы зритель получал сильное визуальное впечатление от картины сразу при просмотре.

Личное высказывание
Художники-фовисты очень остро переживали все то, что потом выходило из-под кисти на холст. Эмоции и реакция на сюжет были важнее, чем академические теории, правила, возвышенные сюжеты прошлого.
Сюда же можно отнести и восприятие реальности самим художником. Небо может быть не голубым, а зеленым, и это не важно, ведь «я художник, я так вижу».
Игра на контрастах
Фовисты отказывались от плавного перехода одного цвета в другой, предпочитая сталкивать на холсте чистые цвета, нередко прямо противоположные, например, красный и синий.
Интерес к искусству других культур
Так, например, многие фовисты интересовались искусством Африки. Матисс, путешествуя по Марокко, подчерпнул для себя колорит этой страны, орнаменты и краски, которые потом использовал в своих работах.
Скульптуры же помогли упростить изображения людей на картинах, делая их более плоскими.

Банальность сюжета
Картины художников-фовистов не отличались каким-то новаторством или новизной того, чтобы было изображено. В основном это были стандартные натюрморты, пейзажи или портреты.
Но, важно было не что, а как. Цвет и форма – вот что волновало художников, а не само изображение.
Известные художники-фовисты и их картины
Анри Матисс
Полное имя – Анри Эмиль Бенуа Матисс. Родился художник 31 декабря 1869 года в Ле-Като, во Франции.
Матисс учился на юриста и окончив Школу юридических наук, вернулся в родной город и стал работать клерком.
Через год у него случился приступ аппендицита. Чтобы Анри не было скучно, мать принесла ему в больницу художественные принадлежности. Рисовать Матиссу понравилось и, выздоровев, он пошел учиться на художника.

Через 6 лет художник поступает в Школу изящных искусств и начинает учиться у Гюстава Моро, к которому уже 2 года ходил на занятия как приглашенный студент.
Там же Матисс знакомится и с другими художниками-единомышленниками – Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Анри Эвенепулом.

В начале своего пути, Матисс копирует старые произведения. Он также находился под влиянием неоимпрессионистов, Востока, работ Поля Гогена.
С 1905 по 1907 Матисс становится ключевой фигурой среди фовистов, одним из основателей. В дальнейшем, в его работах можно будет увидеть влияние кубистов, затем, в 1920-х – более многообразная по цвету живопись Матисса будет отличаться мягкостью линий. Еще через десять лет его работы будут сочетать в себе фовизм (его декоративность) и точно построенную композицию с тонким цветовым решением.
К основным мотивам творчества можно отнести – танец, узоры на коврах и тканях, вазы, фрукты, статуэтки.



Прожил художник 84 года. За год до своей смерти, в 1953 году, Матисс оформил витражи доминиканской капеллы близ Ниццы.
Андре Дерен
Художник родился в пригороде Парижа, 10 июня в 1880 году. Он также работал с графикой, был скульптором, керамистом, работал над декорациями в театре.

После школы пошел учиться на инженера, но вместо занятий стал ходить в Лувр. Там он познакомился с Анри Матиссом и Альбером Марке, с ними же стал посещать частную художественную школу.

В 1905-1906-х годах уехал в Великобританию и там написал свои знаменитые пейзажи в стиле фовизма, отражающие дух природы и времени.
Далее, состоялось знакомство с Пабло Пикассо и влияние кубизма на его творчество. Со временем его картины становились более мрачными и тоскливыми, в них было много провинциальных будней.

Во время Первой мировой войны служил на фронте, но продолжал писать. После окончания войны вернулся в Париж, продолжил писать и даже приобрел некоторые произведения других классиков своего времени – Энгра и Сера.

В 1928 году получил международную премию – приз Карнеги, благодаря которой смог выставляться в Англии, США и Германии.
Занимаясь графикой, он иллюстрировал литературные произведения, а также сотрудничал с Дягелевым, создав эскизы к декорациям и костюмам в балете «Волшебная лавка», в 1919 году.
Во время Второй мировой войны он был уже престижным художником, и даже немцы во время оккупации пытались добиться его расположения (а не сжигали его работы, как например, других европейских художников). Он даже посетил выставку в Берлине в 1941 году, из-за чего после войны его очень жестко критиковали и осуждали.

Он погиб в 74 года под колесами автомобиля. За год до смерти у Дерена обнаружили глазную инфекцию, из-за которой он терял зрение.
Морис де Вламинк
Французский художник, музыкант и писатель, Морис де Вламинк родился 4 апреля 1876 года в Париже.

Он родился в семье музыкантов, с детства обучался игре на скрипке.
С 17 лет стал регулярно посещать мастерскую местного художника и заниматься живописью.

Чуть позднее, случай свел художника с Андре Дереном, совместно с которым он потом арендует студию.
В 1901 году он посещает выставку Винсента Ван Гога и оказывается под очень сильным впечатлением от его работ.

В 1905 году он вместе с другими художниками-фовистами участвовал в «Осеннем салоне», после которого за ними и закрепилось название фовисты.
В 1907 году Вламинк открывает свою первую выставку.

В годы Первой мировой войны он работал на оборонном предприятии – делал чертежи.
В 1936 году у него проходит еще одна выставка – в США.

Вламинк помимо живописи очень много писал, в основном – автобиографические книги.
Умер художник 11 октября 1958 года.
Жорж Руо
Родился 27 мая 1871 года в бедной семье.
В 1885 году пошел учиться к художнику-витражисту, а еще через 6 лет поступил в Академию изящных искусств, где стал учеником Гюстава Моро и присоединился к фовистам.

Для Моро он стал любимчиком и даже после смерти Гюстава, Руо стал хранителем его музея.
Познакомившись с Матиссом и Альбером Марке, Руо стал одним из основателей «Осеннего салона».
Хоть он и сблизился с фовистами, надо признать, что он немного «гнул свою линию», продолжая скорее традиции Ван Гога.

Художник много и долго жил в бедности и только в 1917 году подписал контракт с известным коллекционером, который помог ему заработать и обрести свободу в творчестве.
В 1920-е годы проходит ретроспектива его выставки, он также работает над костюмами и декорациями к балету.
В 1930-е годы к нему появляется международный интерес. Его выставки проходят в Лондоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско. Участвует он также и в Венецианской биеннале 1948 года.
Он также стал командором ордена Почетного легиона.
Художник умер 13 февраля 1958 года, ему устроили официальные похороны.
Среди других представителей фовизма стоит также отметить следующих художников и их картины:
Рауль Дюфи (1877-1953), «Три зонтика», 1906

Альбер Марке (1875-1947), «Вид Сен-Жан-де-Люз», 1907

Анри Манген (1874-1949), «Оливковые деревья в Кавальере», 1906

Жан Метценже, (1883-1956), «Ибисы», 1907

В наше время художники нередко прибегают к стилю современный фовизм, взяв из фовизма в искусстве 20 века свободу в цвете и плоскость форм. Они также пишут натюрморты, пейзажи и портреты.
Примеры современного стиля фовизм:



ANNE CADY OIL PAINTINGS

Фовизм в России воспринимали как часть современного искусства, зарождающегося в Европе. Картины французских фовистов в России были хорошо представлены в коллекциях Щукина и Морозова.
Уважаемая Наталья! Благодарю Вас за такую познавательную и содержательную инфрормацию, вашу просветительскую деятельность в области художественного образования. Изложение доступное, понятное, профессиональное. Для меня это даст новый взгляд на картины, которые для меня были далеки и непонятны с художественной точки зрения и я теперь понимаю тех людей ,которые стоят и восхищаются этими произведениями в музеях.
Людмила, добрый день!) Спасибо большое за ваш отклик! Рада, что вам было интересно читать!)
Класс!!! Мнтересная статья. Намисать бы что-то подобное было бы интересно
Ольга, добрый день!) спасибо) Все можно попробовать)
Наталья, замечательная статья про фовизм.
Планируете ли, или уже есть мастер класс по этой теме?
Ирина, добрый день!) Спасибо) Пока все актуальные мастер-классы можно посмотреть в моей группе Вконтакте) Конкретно по этой теме пока нет)
Очень понравилось, особенно с представлением картин! Благодарна за интереснейшую тему! С удовольствием буду ждать продолжения о других направлениях в живописи.