Михаил Ларионов художник-авангардист. Этапы биографии Михаила Федоровича Ларионова. Лучизм Ларионова, а также 12 известных картин художника с названиями.
Введение

Михаил Федорович Ларионов был русским живописцем, графиком, теоретиком искусства, одним из основоположников русского авангарда.
Его годы жизни, как и период творческой активности, пришлись на первую половину XX века, когда мир менялся так стремительно, а события становились историческими буквально каждое десятилетие.
В этой статье я хочу рассказать вам о жизненном и творческом пути художника, а также поделиться его работами. Так как Ларионов на протяжении своей карьеры не раз менял стили и направления, в которых творил, эта статья будет интересна еще и своим небольшим экскурсом в историю живописи.
Детство и юность Ларионова
Михаил Ларионов родился 22 мая 1881 года в семье военного фельдшера в Тирасполе, Херсонская губерния.
Через 10 лет семья переехала в Москву, где будущий художник поступил в Реальное Училище К. П. Воскресенского. В этом одном из самых известных учебных заведений Москвы делался упор на точные науки (физику, химию, математику), в училище давали реальное образование. На фото Ларионов в юности.


В 18 лет Ларионов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там его учителями были Валентин Серов, Исаак Левитан, Константин Коровин.
Там же, через несколько лет, он знакомится со своей единомышленницей и женщиной, которая станет его творческим партнером и будущей женой – Натальей Гончаровой (на фото Ларионов и Гончарова).
Поиск художественного стиля
Импрессионизм
В начале XX века Ларионов много времени проводит в своей летней резиденции Тирасполе, где так приятно заниматься живописью. Первый творческий виток – работа в стиле импрессионистов. Художника вдохновляли импрессионисты и постимпрессионисты: их работа с краской, фактура картин. Ларионов изучал их манеру письма по поздним произведениям Клода Моне и другим знаковым работам, которые находились в коллекции Щукина в Москве.
Знаковым оказалось и влияние французского художника-импрессиониста Жоржа Сера, а также других французских живописцев.
Из русских художников Ларионову в начале своего пути была интересна живопись Борисова-Мусатова.

В этот период художник пишет картины из серии «Сад». «Розовый куст после дождя» (1904 г) — работа, выполненная под впечатлением от натуры.

Дальше мастерство художника проявилось в такой картине, как «Рыбы при заходящем солнце» (1904).

Эти рыбы будто бы посвящены цвету, свету и их переливам на закате в сиянии чешуи. Художник молод, у него полно сил, радости и энергии.
В 1906 году Ларионов с другими художниками по приглашению Сергея Дягилева едет в Париж, где участвует в Осеннем салоне. В этом городе он изучает живопись Ван Гога, Гогена, Сезанна. Совершает он и короткую поездку в Лондон, чтобы посмотреть на работы Уильяма Тернера, которые также производят на него сильное впечатление.
Такая поездка оставила много впечатлений в сознании молодого художника, и, вернувшись в Москву, Ларионов начинает новый этап в своем творчестве.
Примитивизм
Ларионов пытался совместись и вывести в единый стиль свои впечатления от южной природы, жизни в русской провинции и тем, что он увидел за границей у своих коллег по живописи.
Во второй половине 1900-х годов Ларионов пишет камерные и классические натюрморты:



Постепенно с 1907 года начинается период примитивизма в творчестве художника, который продлится до 1912 года. Ларионов изображал сценки из колоритной жизни южан.

источник: https://pro100-mica.livejournal.com/351897.html
Вслед за «провинциальной» последовала серия «парикмахерских» картин, длившаяся до начала 1910-х. В ней Ларионов воспроизводил стиль и приёмы провинциальных вывесок: «Мужской парикмахер» (1908–1909. ГРМ), «Офицерский парикмахер» (1908–1909. Частная коллекция).

В период примитивизма Ларионов создавал картины, которые отличались яркими, сочными цветами, резкими линиями и разнообразными сценами из жизни. В этот же период он участвует в группе «Золотое руно» – художественной группировке раннего русского авангарда (с 1908 по 1910 годы).
В 29 лет, после получения диплома и звания художника, в 1910 году Ларионов поступает на воинскую службу на несколько лет. Впечатления от этого периода также легли в основу многих его работ – так называемой серии «солдатской живописи», многие из которых стали впоследствии известными.



Художник использовал народные элементы в своей живописи – иконы, вывески, рисунки, в том числе и детские, жестяные таблички с адресами, например, как в «Солдате верхом».

Ларионов вводил в картину надписи, заборные рисунки, изобразив даже пьяные выкрики персонажей. В произведениях этого периода художник пытался совместить высокое искусство и саму жизнь, какой она была на самом деле.
Зимой 1910-1911 годов Ларионов с другими художниками организует выставку новой живописи «Бубновый валет». Также вокруг него собираются молодые творцы, которые ищут свой стиль в живописи.
В 1912-1913 Ларионов организует еще несколько выставок: «Ослиный хвост» и «Мишень». На последней он показывает свои работы из серии «Времена года» и «Венеры», а также, что немаловажно – лучистские картины.
Лучизм Ларионова
Ларионов разрабатывает направление беспредметной живописи – лучизм. В последующие два года – с 1912 по 1914 – художник пишет в этой манере, постепенно двигаясь от реалистичного изображения мира к беспредметности.

Для беспредметной живописи характерны повышенное внимание к живописности и фактуре произведения и введение в живопись знаков: нот, точек, крестов, например, как в «Солнечном дне» или «Лучизме».

В 1914 году в Москве Ларионов организовал выставку «№4. Футуристы, лучисты, примитив». Также летом 1914 года в Париже открылась его совместная выставка с Натальей Гончаровой. Там были представлены произведения периода лучизма и примитивизма художника. Предисловие к каталогу выставки написал выдающийся поэт и художественный критик Гийом Аполлинер: в своей статье он высоко оценил лучистские поиски Ларионова и подчеркнул их актуальность и важность для современного этапа европейского искусства.
Иммиграция
В начале Первой мировой войны Ларионов был призван на фронт, где вскоре получил контузию и был комиссован в 1915 году. Тогда же по приглашению Сергея Дягилева Ларионов вместе с Натальей Гончаровой уезжают в Европу, чтобы сотрудничать с группой Дягилева и работать над постановкой его «Русского балета» в Европе.
После начала Октябрьской революции в 1917 году чета художников навсегда осталась за границей.
Ларионов продолжил свою творческую деятельность, сконцентрировавшись на театральных постановках. Он работал декоратором и сценографом. Одна из его известных работ – эскиз декорации к балету «Полуночное солнце» (1915).

Он также работал над циклом «Русские сказки», постановками «Шут» и «Байки про лису». Успел Ларионов сделать и несколько книжных иллюстраций: в 1920 году издание поэмы Александра Блока «Двенадцать», а в 1922 году – «Солнце» Владимира Маяковского.
Конец пути
Работа над декорациями потеснила живописный труд художника: он уже не так много писал картины. Многие произведения написаны в московской манере того периода жизни и творчества.

В 1948 году в Париже прошла выставка работ Ларионова периода «лучизма». Такая ретроспекция дала толчок к возрождению интереса к художнику. Стоит также отметить, что за свою долгую творческую карьеру Ларионов оказал огромное влияние на других и не менее знаменитых художников: Наталью Гончарову, Казимира Малевича, Татлина, Шевченко и других. Также произведения Ларионова оказали влияние на будущее поколение художников не только в России, но и в Европе.
Михаил Ларионов внес значительный вклад в историю искусства и в русский авангард, в частности, как один из первых художников-авангардистов.
Что касается личной жизни, то со своей коллегой, Натальей Гончаровой, Ларионов официально оформил отношения только в 1955 году, чтобы легализовать свое совместное владение имуществом во Франции. Их личная жизнь разошлась еще в 1920-е годы, зато творческий союз сохранился на всю жизнь.
Гончарова умерла в 1962 году. Художник пережил ее всего лишь на 2 года, скончавшись во Франции в возрасте 82 лет. Незадолго до этого Ларионов снова женился на Александре Томилиной. Она в течение 30 лет была натурщицей, секретарем, любовницей, а затем – сожительницей Михаила Ларионова.
После смерти Ларионова в 1964 году Томилина стала официальной наследницей творчества как Ларионова, так и Гончаровой. Кстати, по некоторым данным тех, кто занимается биографией этих художников, Томилина уничтожала архивы Гончаровой и пренебрежительно относилась к ее наследию. По завещанию Томилину похоронили в одной могиле с Гончаровой и Ларионовым.
12 картин Михаила Ларионова с названиями и описанием
1. «Весна», 1912 год. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Картина «Весна» из цикла «Времена года» написана художником в стиле лучизм.

Весна на картине окружена ангелами, которой птичка несет весточку. Дерево, которое растет рядом, может символизировать библейское Древо познания. Образы мужчины и женщины в правой части – прообразы Адама и Евы. Чуть ниже еще один сюжет – «Изгнание из рая». Слева наивным подчерком, будто детским, дается описание весны.

2. «Еврейская Венера», 1912 год. Находится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
Картина написана в стиле экспрессионизм. Эта работа впервые была показана на выставке «Мишень» и принадлежит к серии работ обнаженных «Венер».
Ларионов противопоставляет свою «Венеру» классической идеализации женской красоты в живописи. Очевиден момент игры, любовно-насмешливое отношение автора, выраженные соединением лубочного сниженного образа, грубого, нарочито примитивного рисунка и артистического живописного воплощения, изысканного утонченного колорита, символизма цвета. Словно вибрирующий под кистью художника зеленый цвет фона отсылает к его многообразным значениям, в том числе к христианскому, где он символизировал вечную жизнь и цветение.
3. «Павлин», 1908 год. Находится в Музее изобразительных искусств в Омске.
Картина выполнена в традициях стиля ар-нуво. Интерпретация стиля народный лубок. Спокойный, утонченный колорит.

Павлин символизировал плодородие, изобилие, бессмертие – эти мотивы хотел передать и художник. Трансформация колорита производит поразительное впечатление на неискушенного зрителя, погружая его в своеобразие ларионовского стиля, при котором художник воспринимает форму в качестве отражения лучей, передающихся на полотне посредством цветных линий.

4. «Голубой лучизм», 1915 год. Картина находится в Галерее русского авангарда, ART XX, Женева.
Картина написана в стиле лучизм. Своей целью лучисты считали передачу четвертого измерения, где действуют совсем другие законы живописи и приемы, так как глаз человека воспринимает не сам предмет, а отраженные им цветовые лучи. Именно эти лучи и должны быть изображены на картине, а не сами предметы, так как эти лучи и его сущность предмета.
В своей картине «Голубой лучизм» Ларионов прекрасно передает принципы данного стиля. Лучи передаются с помощью цветных линий, но они не воспроизводятся в хаотичном порядке, а создают определенные формы, которые задумал художник.
5. «Петух. Лучистый этюд», 1912 год. Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Картина «Петух» – яркий пример стиля лучизм, который придумал и реализовал художник. Картина была представлена на выставке «Мишень», которую организовал Ларионов в частном салоне. Петух, изображенный на картине, стремится покинуть ее пределы. Динамичность работе придает и сама техника лучизм (кажется, будто птица расправила крылья), а также смелые мазки, показывающие перья и солнечный свет.
Картина написана в ярких оранжевых, красных и желтых оттенках, что придает еще большую экспрессию всему полотну. Контрастный фон из фиолетового, синего и зеленого добавляет петуху еще большей выразительности.

6. «Весна», 1920-е. Картина находится в собрании А. К. Томилиной-Ларионовой в Париже. Выполнена в стиле примитивизм, лучизм.
Доказав себе и миру, что искусство может изображать не события и персонажей, а абстракции, быть беспредметным, Ларионов позволяет себе вернуться к фигуративной живописи. Но, удивительное дело, именно теперь его картины обрели особую бесплотность.
На картине мы видим двух женщин и ребенка в саду. Скорее всего, перед нами лишь намек на них, на призрачную возможность существования этих девушек то ли в саду, то ли во сне.
7. «Рыбы при заходящем солнце», 1904 год. Находится картина в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Ларионовские рыбы – словно гимн цвету, его переливам, отблескам закатного солнца в сияющей чешуе, под видом этих рыб. Это гимн самой жизни, молодости, избытку сил и безудержной радости.

8. «Офицерский парикмахер», 1910 год. Находится в галерее Альбертина в Вене.
Картина написана в стиле неопримитивизма и является часть «провинциального цикла» работ Ларионова.
Тема с парикмахерскими была сюжетом заимствована из многочисленных рекламных вывесок. Пространство на картинах этой серии утратило объем и стало плоским. Не потому, что художнику мастерства на объем не хватает – такова его задумка.
9. «Венера и Михаил», 1912 год. Находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

Весь цикл «Венеры» — это переход художника от неопримитивизма к абстракционизму.
На этой картине Венера вполне телесно изображена, но ощущения телесности и чувственности ее изображение не несет. Она уже переходит в разряд абстракций. По сути это схема Венеры, написанная со свойственной Ларионову мягкой улыбкой и тонкой ироничностью: вот, мол, смотрите, все по-настоящему, даже грудь имеется, да прорисована тщательно как. Волосы Венеры никуда не «ниспадают» и ничего не «окутывают», они заплетены в косички и торчат в разные стороны.
И Венера, и ангелы, держащие ее перину, далеки от греко-римских идеалов. Надписи на картине сближают ее с жанром вывесок.

10. «Лучистый пейзаж», 1912 год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Игра света и цвета, естественность линий не оставляют сомнений в том, что мы видим именно картину природы. Абстрактность изображения компенсируется исключительно природными естественными цветами: зелень листвы, желто-оранжевые солнечные всполохи, белое, а изредка – мягкое розовое цветение, венчающее черные гибкие стебли. Картина наполнена движением, возникает ощущение, что художник изобразил сам процесс роста.
11. «Павлины», 1904 год. Находится в Волгоградском Музее изобразительных искусств им. И.И. Машкова. Картина написана в стиле фовизм.

Работа написана в ранний этап творчества художника. Ларионов подчеркивает естественное состояние птиц в природе, рисуя вокруг них цветы.

12. «Гуси», 1908 год. Находится в Московской Государственной Третьяковской галерее.
Ларионов писал на плэнере вместе с другими художниками домашних животных и птиц.
В своей работе Ларионов упростил и сделал более грубой свою манеру письма. Красная линия, которой он обводит силуэты птиц – словно фиксация на плоскости. Он демонстративно интересуется самыми простыми сюжетами, а животных и птиц расставляет в композиции, как шахматные фигуры — и особенно не заботится о похожести, хотя и не избегает ее.