Создаем интерьерные картины с поталью при помощи различных техник нанесения материала на холст. В этой статье я расскажу, как клеить и наносить поталь на рисунок, создавая текстуру и эффект золота или серебра.
Наверняка вы хотя бы раз видели картины с красивыми золотыми переливами. Скорее всего вы видели поталь. Этот декоративный материал очень полюбился многим художникам за последнее десятилетие и стал одним из главных в современной интерьерной живописи.
Давайте вместе разбираться, почему поталь так популярна у художников. Кстати, в конце статьи приведу примеры с фото картин с поталью в интерьере. Так что читайте до конца!
Поталь в живописи

Покрытие картин золотом – старая, если не сказать, древняя традиция, пришедшая к нам из далекого прошлого. Золото – это признак богатства и достатка, поэтому, золотой картиной хотели обладать богатые люди прошлых веков.
Конечно, живопись с поталью – это современный вид искусства, но золочение было изобретено давно. Я думаю, что первые картины, которые были написаны с использованием золота были иконами. А уже потом, из мира религии, золото проникло и в мир искусства.
Нам с вами очень повезло, что поталь изобрели уже при нашей жизни, так как, согласитесь, покупать настоящее золото для декора и своих работ было бы очень накладно. Ведь почему поталь так и ценится у художников, потому что это очень недорогой и доступный материл, имитирующий золото.
Ведь что такое поталь? Это очень тонкий материал, напоминающий фольгу. Поталь бывает в рулонах, листах, крошкой, а также, пастообразного состояния или восковой.

Работа с поталью в живописи открывает массу возможностей современному художнику или декоратору. Если мы говорим о каких-либо изделиях, то использовать поталь можно на дереве, керамике, стекле, ткани. Спектр возможностей открывается огромный. Вы сможете состарить изделие, придать ему благородный вид, создать роскошную обстановку в доме.
Тоже самое касается интерьерных картин с поталью. Этот материал очень хорошо сочетается со многими красками, но лучше всего – с акриловой. Так, вы можете создавать красивые картины на холсте, в самых разных жанрах, форматах и размерах. Картины в жанре абстракция с поталью вообще стали хитом последнего десятилетия. Они всем нравятся за свою простоту, и что даже по простому мастер-классу онлайн их легко повторить.
Кстати, такие картины для интерьера с использованием потали, очень хорошо ценятся на арт-рынке и, если вы мечтаете зарабатывать на своем творчестве, советую овладеть искусством золочения картин.
Еще больше об интерьерных картинах и их создании я рассказываю на своем авторском мастер-классе “первый шаг в интерьерной живописи”
Я ОБЕЩАЮ, что за 1.5 часа на мастер-классе мы напишем шикарную интерьерную картину! Даже если до этого вы никогда не держали кисть в руках! Кстати, новая картина отлично подойдет к любому интерьеру!
Регистрируйтесь по ссылке — https://nyschool.ru/mk_les?utm_source=seo&utm_medium=blog&utm_campaign=allseo
Как работать с поталью на холсте
Как клеить поталь и какой клей подойдет
В большом многообразии выбора клея вам нужен именно клей для потали. Он именно так и называется, «клей для потали», но имеет несколько видов. В зависимости от вида самой потали и поверхности, которую вы будете золотить, и нужно выбирать свой клей. В живописи есть несколько техник с использованием разного вида потали, но чаще всего подходит именно клей на водно-акриловой основе.

Клей для потали бывает на спиртовой, животной, масляной и водной основе. для того, чтобы клеить поталь на холст, выбирайте последний клей, на водной основе.
Такой клей практически универсален, а еще, в отличие от других видов, сохнет не так долго, что очень важно, особенно при трудоемкой и кропотливой работе.
Обычный, для декупажа или клей ПВА совсем не подойдет, так как эти виды не имеют специальных свойств, необходимых для потали. На такой клей поталь либо вообще не приклеится, либо пойдет некрасивыми складками или «морщинами», которые невозможно будете разгладить ни кисточкой, ни тряпочкой.
Также, будьте терпеливы при работе с поталью, так как это все-таки металлический материал, который не имеет такого хорошего свойства впитывания, как бумага, например.
Как наносить на поверхность
Перед нанесением потали на холст, проверьте, чтобы все было готово и под рукой: поталь, клей, кисточки, ножницы, лак закрепляющий, а также перчатки. Так как поталь нельзя трогать руками, чтобы она не рассыпалась и не почернела, лучше надеть перчатки или брать листы очень аккуратно, пинцетом.
Если вы пишите картину акрилом, а потом хотите нанести на нее поталь, то позаботьтесь о фоне: золочение на темном фоне придаст эффекта старины, а золочение в тон фону, например, серебряной поталью, даст ровную и гладкую поверхность.
Когда поверхность холста будет готова, то есть загрунтована и покрыта краской, можно наносить клей для потали. Его наносят простой плоской широкой кистью. Слой должен быть равномерным и без излишков. Подождите, пока клей высохнет, как указано на самой баночке с клеем. Обычно, это не больше 30-40 минут, а иногда и раньше.
Только клей должен высохнуть не до конца, а до «отлипания», то есть до такого состояния, когда пальцы липнут к поверхности, но клей на них не остается. Также не смущайтесь, если клей будет иметь цвет. При высыхании он станет прозрачным.

Затем аккуратно выложите лист потали на слой клея. Когда вы нанесете поталь, убрать или подвинуть ее будет невозможно. Как только нанесете, аккуратно разгладьте поталь специальной кисточкой. Если появятся излишки, их также можно будет убрать кисточкой. Если у вас образовались пробелы и разрывы, вы можете на это место нанести новый лист потали внахлест, аккуратно сгладив края, или, те самые излишки, что остались с первого листа.
После обязательно прогладьте поталь куском ткани, постукивая или придавливая слой.
После нанесения потали обязательно покрываем изделие или картину лаком, чтобы зафиксировать результат.
Точно таким же образом можно наносить новую поталь на картину с рисунком поталью.
Какие кисти нужны
Для работы с поталью вам понадобится несколько кисточек:
Лампензель – кисть, с помощью которой, вы сможете перенести поталь на декорируемую поверхность. С ее помощью вы сможете сделать это без деформации, не порвав драгоценные кусочки. Лампензель бывает прямоугольной или веерной формы, всегда с короткой ручкой или, вообще без нее.

Веерная кисть, очень похожа на предыдущую. Основные отличия – она меньше по размеру, у нее длиннее ручка и ей вы скорее помогаете переносить поталь, и больше применяете для разглаживания.

Плоскими кисточками тоже можно разглаживать поталь, но еще ими очень удобно наносить на холст краску, текстурную пасту, финишный и битумные лаки, а также, сам клей для потали.

Кисть для удаления излишек и обметки. Она может быть любого размера, но лучше взять среднего и из натурального ворса.
Покрывать ли лаком
Поталь – очень хрупкий материал. Она подвержена окислению, деформации, постепенно она может начать темнеть. Из-за воздействий окружающей среды, поталь, состоящая из неблагородных металлов, со временем будет окисляться и менять цвет, портя вашу картину. Поэтому, я рекомендую вам покрывать картину с поталью финиширующим и закрепляющим результат, лаком.

Для этого используйте специальный лак для потали – шеллачный. Такой лак производится на основе натуральных смол с использованием спирта в составе. Этот лак очень устойчив ко всем факторам, с которыми может столкнуться ваша картина: солнце, вода, влажность, трение.
Кроме того, такой лак совершенно безопасен для позолоченной поверхности, так как не окислит ее.
Фото картин с поталью в интерьере
Как и обещала, привожу вам примеры картин в разных техниках и с разными сюжетами. Какие-то из них вы можете повторить сами, а какие-то лучше делать под чутким руководством преподавателя.
С акрилом
С текстурной пастой
С серебряной поталью
Абстракция
Заключение
Как вы видите тема потали и золочения картин очень обширная, на нее невозможно ответить обо всем и сразу в одной статье! Но, это значит, что есть над чем подумать, в чем разобраться и поучиться.
Поталь – более экономичный заменитель в живописи, который можно использовать для декора изделий, а также в живописи. Поталь бывает разного вида и в зависимости от того, какого эффекта вы хотите достичь в своих работах, ту и следует брать.
Наиболее выигрышно смотрятся в интерьере абстрактные картины с поталью и акриловой краской. Если вам нравится такая живопись, буду ждать вас на своем онлайн-курсе «Интерьерная живопись».
Напоминаю, что найти весь необходимый инвентарь для работы с поталью можно в моем интернет-магазине! Делюсь ссылкой на каталог — http://nyshop.pro/shop-2/
Если вам понравилась эта статья, поставьте 5 звезд, так я буду видеть, что тема вам интересна и буду писать новые интересные статьи о потали!
Кстати, если у вас остались вопросы о золочении или вы хотите поделиться своим опытом работы с поталью, можете смело писать в комментарии, я всем отвечаю.
покрывать лаком надо только поталь, или всю картину?
Тамара, добрый день!) Покрывайте всю картину, но помните, что для потали нужен специальный лак для потали)
лак для потали можно наносить на всю картину? (акриловые краски)
Либо строго на поталь
Светлана, добрый день! Лак наносим на всю картину, конечно!)
Наносила поталь на клей поверх картины маслом. В итоге картина испорчена, поталь невозможно стереть с высохшей масляной краски. Может я что-то делала не так?
Картина маслом высохла > воспользовалась клеем по инструкции > поталь прилипла везде куда попала
Ранее клеем и поталью пользовалась, но только на акриловых красках, такой проблемы не было.
Подскажите, как использовать поталь на картине правильно, чтобы прилипла только на клей?
Ольга, добрый день!) Поталь нельзя стереть с любой краски, она для это не предназначена. Скорее всего, картина была у вас липкая, поэтому и приклеилась. Можно попробовать закрасить те поталинки, которые не нужны, но при этом краску погуще нужно использовать.
Обычная история, даже если кажется, что всё точно просохло. Тоже столкнулась с этим, когда впервые решила использовать поталь в живописи. Ранее использовала золочение только в графике и наивно полагала, что знаю, на что иду.)
Очень аккуратно закрываю бумагой и молярным скотчем те места, которые не должны быть покрыты поталью, что-то даже вырезаю по форме. Как уже написала Наталья, можно и закрасить лишнее, но понадобится густой слой краски.
Здравствуйте. Очень интересны картины, где поталь используется как фон, а поверх идёт тонировка. Хорошо бы понять, как это делается и что используется- битумный лак, масло или акрил. Пробовал битум, но он очень долго сохнет. Вообще посмотреть бы на такой процесс…
Алексей, добрый день!) Подробную технику работы с поталью мы разбираем на курсе «Интерьерная живопись») Посмотрите программу на сайте!)
Добрый день! Какие краски нужны, список можно получить?
Добрый день, Татьяна! Краски для чего именно?
Спасиьо за консультацию! Но на мк какие материалы подготовить, какие цвета красок, а то я у меня только7 цветов. Спасибо.
Весь список инвентаря для мастер-класса доступ после регистрации на наш бесплатный мк)
Хочу урок!)
Инна, добрый день! Напишите нам в группу Вконтакте)
Хочется делать работы на стекле , и вообще научиться хорошо работать с поталью. Занимаюсь поурингом , красиво, но с золотом все намного красивее. Ваши работы впечатлили. Надеюсь, смогу сделать хоть немного похоже !
Инна, добрый день! Спасибо) Конечно у вас получится, тем более, у вас уже есть опыт работы с декоративными материалами!) А вы не записывались ко мне на онлайн-курс?
написала картину в смешанной технике:текстурная паста на ней масл краска и местами сверху наклеила поталь такой вопрос мне нужно полностью сначала покрыть картину шеллачным лаком он не повредит маслянные краски?а потом поверх шеллачного можно нанести акрил стирольный чтобы закрепить?
Ирина, добрый день!) Шеллачным лаком можно покрывать только поталь, а акрил-стирольным — масло. Лаки не стоит наносить друг на друга, тем более разные.
а если у меня в работе и поталь и масло тогда как быть?просто какой финишный в итоге должен быть?я на цветы нарисованные маслом наклеила поталь местами как тогда можно работу покрыть? не знала что так нельзя, думала что поталь сначала, а потом финишным сверху .спасибо что подсказали
Если использовать поталь как фон под сюжет акриловые- нужно покрыть ее шеллаком?Акрил не осыпется потом?
Наталья, добрый день! Сначала рисуется акриловый рисунок и фон добавляется потом, так как на потали рисовать не лучший вариант)
Спасибо, вы мне помогли) ❤️🌈
Добрый день, Ева!) Спасибо, что читаете блог)
Добрый вечер!
Подскажите пожалуйста как снять лишнюю поталь? Нанесла первый раз — перебор. Испортила картину маслом. Хотела бы снять немного потали.Спасибо.
Елена, добрый день!) Её нельзя снять, только закрасить)
Можно потереть поталь мягкой наждачной губкой. Потом легче доработать картину.
Подходит ли лак для потали акриловой краске? Я написала картину акрилом, добавила позолоту и возник вопрос чем покрыть, каким лаком? Можно ли использовать лак-спрей для такой картины и какой именно (если можно ссылку или фото)?
Спасибо за ответ.
Татьяна, добрый день!) Для потали нужен лак для потали! Акрил нужно покрывать акриловым лаком!
Очень полезная статья. Спасибо.
Ирина, добрый день!) Спасибо, что читаете!)
Спасибо большое.Очень полезная статья.Картины очень понравились.
Маргарита, добрый день!) Спасибо) Посмотрите и другие статьи на эту тему)
Хотя прошла Ваш курс Интерьерная живопись, где писали картины с поталью, статья очень информативная и полезная спасибо.
Ольга, добрый день!) Спасибо) Всегда рада помочь)
Наталья, добрый день! Спасибо за информацию по работе с поталью. Пожалуйста, скажите ее используют только с акриловыми красками, с маслянными нельзя?
Юлия, добрый день!) Можно с любыми красками)
Наталья, спасибо огромное! Подписалась на вас на Youtube. Интересные видео по разным техникам! Пожалуйста, скажите, если использовать пасту — её холст на подрамнике выдержит, не провиснет? Или нужен другой материал для основы картины?
Здравствуйте, можно ли картину маслом и местами на ней поталь, покрывать полностью лаком для потали фирмы DECOLA?
Марина, добрый день!)Да, можно ☺ Только масло должно быть полностью просохшим😊
Здравствуйте!
Такой вопрос: если поталь уже приклеена и залакирована, можно ли сверху на поталь еще наносить масляные краски?
Не испортится ли поталь от краски?
Заранее спасибо!
Юлия, добрый день!) Очень высока вероятность, что может испортиться, также слой будет неровным)
Если слой лака хороший, то можно попробовать 🤗
Здравствуйте Наталья! Почитала комментарии, но так и не поняла, если картина написана акрилом с добавлением потали, каким лаком покрывать? Где-то вы пишите, что надо полностью картину покрывать лаком для потали, а где то, что отдельно акрил акриловым лаком и поталь, лаком для потали
Любовь, добрый день!) Поталь мы всегда покрываем лаком для потали! Остальную краску, лаком для краски. Если это акрил — то акриловым)
Я писала маслом и прикрепила поталь на холст. Можно ли все покрыть лаком для поталь? Не испортит масло?
Мэри, добрый день!) Нет, нужно покрывать лаком для потали только поталь)
Скажите пожалуйста,если хочу фон сделать поталью,мне надо подложку делать,потом покрываю лаком для потаил и сверху пишу акрилом,потом надо лаком для акрида покрыть только акрил?
И как называется холст ,видела металический ,где его купить или это так поталь сглаживают?
Настя, добрый день!) Если Вы хотите фон листовой поталью — нужно сделать рисунок и формы акрилом, какие хотите, а после нанести клей для потали на участки фона, и покрыть листовой поталью))
Если жидкой — тоже удобнее с выполненным рисунком уже)
Возможно, на этих холстах покрытие, имитация металла или фольги 🤗
Наталья, скажите, пожалуйста, чем можно заглушить блеск золотой потали и убрать корявость её нанесения?. Я не специалист в этой области, получила картину, написанную на заказ и пр дневном свете вся потальная корявость»бросается в глаза». Буду благодарна, если ответите. Картина написана акриловыми красками.
Елена, добрый день!) Можно покрыть поталь лаком для потали матовым, чтобы приглушить блеск, и доклеить кусочки на клей-скотч, если есть рваные участки 😊
Добрый вечер, где можно увидеть Ваши работы вживую и как приобрести?
Ирина, добрый день! Вообще, я не продаю картины, но вы можете прийти к нам в студию в Новосибирске на Урицкого 12, там у нас много картин)
Наталья у меня другой вопрос. Заказали картину с фоном из потали (40% покрыто), хотят снять с холста для транспортировки в тубусе (торец тоже покрыт поталью) не потрескается ли она?
меня этот же вопрос интересует?
Здравствуйте! Я переборщила на картине поталью(( возможно ли как-то её убрать или перекрыть краской ? Картина акриловыми Красками
Фотима, добрый день!) Можно перекрыть поверх краской)
Наталья здравствуйте, подскажите как быть если картина написана маслом уже высохла и я хочу декорировать поталью? Мне как покрыть картину лаком? То есть покрыть лак-стерольным, потом уже клеить поталь и после покрыть поталь другим лаком? Или как? Буду благодарна за ответ ☺️
Татьяна, добрый день!) Сначала приклеить поталь , потом покрыть лаком, но поталь можно покрывать только лаком для потали)
Наталья, очень полезная, познавательная статья, как всегда у вас все четко и конкретно . Спасибо.
Галина, добрый день!) Спасибо, что читаете))
Подскажите пожалуйста, картина написана акрилом и жидкой поталью luxart .Каким лаком покрывать картину ? Не пойму, как правильно сделать , чтоб не испортить?
Ксения, жидкую поталь можно покрыть акриловым лаком, можно не покрывать вообще лаком работу 😊
Очень информативно-кратко все написано, почитала и уже хочу купить поталь, долго не решалась, а в статье написано какой лак, кисть. Спасибо за статью!
Юлия, добрый день!) Спасибо большое) Посмотрите мои мастер-классы еще, чтобы точно все получилось))
добрый день, Наталья Мне надо сделать на заказ Семейное Древо, как у Климта, Я делаю тонкие веточки акриловым контуром по золотому фону потали, а как я поняла из ваших рекомендаций—-акрил плохо ложится на поталь, и покрывать отдельно разными лаками акриловые веточки и золотую поталь-фон НЕ получится, как мне надо сделать правильно?
Алла, добрый день! Лучше не наносить акрил на листовую поталь, так как она окисляется)
Если поталь жидкая, то всё в порядке, и веточки можно покрывать лаком единым веточки и фон, акриловым)
Если листовая поталь, то лучше не использовать акрил, можно аккуратно нанести лак шеллачный на поталь, чтобы её защитить, и после высыхания работать уже с акрилом)
Лучше всего поталь наносить в самом конце работы)