Художник Кандинский Василий Васильевич. Биография и творчество Кандинского. Как менялся стиль живописи художника от импрессионизма к авангардизму. Теория цвета и значение музыки в жизни Кандинского. Самые известные картины Кандинского с названиями и описанием.
Детство и обучение Василия Кандинского
Знаменитый русский художник и теоретик изобразительного искусства Василий Кандинский родился 16 декабря 1866 года в Москве в семье коммерсанта, довольно обеспеченной и очень культурной. Когда мальчику было 5 лет, семья переехала в Одессу, где отец Кандинского стал управляющим чайной фабрики. В тот период мальчик посещал как классическую гимназию, а также учился музыке – играл на гитаре и виолончели. Кроме этого, Василий Кандинский брал уроки рисования у частного преподавателя.

Уже в ранних детских работах Кандинского можно было увидеть необычные цветовые сочетания, которые художник объяснял тем, что каждый цвет, по его мнению, живет своей жизнью. Несмотря на явную склонность к гуманитарным науках, родители все же видели Кандинского юристом. Так в 20 лет он уезжает в Москву и поступает на юридический факультет Московского университета получать образование.
Спустя 6 лет Кандинский с отличием заканчивает университет, женится, а еще через год становится доцентом юридического факультета и начинает преподавать. В 1896 году, когда Кандинскому исполняется 30 лет и его преподавательская карьера идет в гору, – его даже приглашают в знаменитый Дерптский университет в Тарту (Эстония) в качестве профессора юриспруденции, Василий решает оставить преподавание и посвятить себя живописи.
К такому решению, изменившему всю его оставшуюся жизнь, он приходит под влиянием нескольких событий: посещение выставки французских импрессионистов в 1895 году и впечатление от прослушивания оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре.
Моне и мюнхенский период в жизни Кандинского
В 1896 году Кандинский отправляется заграницу учиться основам композиции и работе с линией и формой. Он записывается в престижную частную школу к югославскому художнику Антону Ажбе. Так начинается мюнхенский период в жизни и в творчестве художника Кандинского. Стоит отметить, что в то время Мюнхен был тогда центром европейского искусства, и выбор этого места не был случайным.
Вскоре школа перестает удовлетворять художника: ему хочется больше самостоятельности. После неудачной попытки с первой школой Кандинский записывается в Мюнхенскую академию художеств. Там его преподаватель замечает, что Кандинский использует слишком яркие цвета в своей палитре, из-за чего художник весь следующий год рисует в черно-белых тонах, оттачивая свое мастерство формы.
Вы, наверное, уже догадались, что из-за таких путешествий и поисков себя, брак Кандинского не задался. В Мюнхене он знакомится с молодой художницей Габриэль Мюнтер, затем расстается со своей женой Анной и следующие 5 лет путешествует с Габриэль по Европе. Они занимаются живописью, активно участвуя в выставках.
Вернувшись на баварские земли, они селятся в небольшом городке у подножия Альп. В это время у Кандинского снова начинается период плодотворной работы и поисков. Художник много работает над пейзажами, которые состоят из цветовых диссонансов. Цвет и линии постепенно вытесняют реальную картину происходящего.


Тогда же Кандинский создает такие произведения, как «Русский всадник» и «Русская красавица в пейзаже», вдохновляясь образами из русских старинных былин и сказок.


Теория цвета
Кандинский считал культурную жизнь Мюнхена слишком консервативной, тесной для него и его идей. Поэтому, оставив школы, он занялся поиском единомышленников. Кандинский мечтал о ярких и новаторских работах, а также о необычных выставках. Первое его творческое объединение – это группа «Фаланга», которое он создал вместе с Вальдемаром Хеккелем, Рольфом Ницки, Вильгельмом Хьюсгеном.
В 1903 году Кандинский написал «Синего всадника» — первую свою абстрактную картину:

В 1911 году Кандинский вместе со своим другом и экспрессионистом Францем Марком создают творческое объединение авангардистов «Синий всадник». Такое название они придумали сидя в кафе: Кандинский любил всадников, Марк лошадей – и оба они любили синий цвет. Как вспоминал Кандинский: «Название пришло само».
Вообще тот период тесно связан с таким направлением в живописи, как авангард. В группу входили не только художники, но также танцоры и композиторы. Участники «Синего всадника» интересовались средневековым и примитивным искусством и популярными в Европе течениями — фовизмом и кубизмом. В том же году прошла первая персональная выставка Василия Кандинского.

Участники объединения «Синий всадник», слева направо: Мария и Франц Марк, Бернхард Келер, Василий Кандинский (сидит), Генрих Кампендонк и Фома фон Гартман.

В том же году художник публикует свою книгу «О духовном в искусстве» — своеобразную теорию абстракционизма. Это рассуждения о цвете и тех ассоциациях, которые он вызывает у зрителя, а также о линиях и о геометрических фигурах.
Так теплый красный вет Кандинский сравнивает с силой и энергией, зеленый – с предчувствием, а серый – с безнадежностью: «Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».
Возвращение в Советы
С началом Первой мировой войны в августе 1914 года Кандинский и Габриэль переезжают из Германии в Швейцарию. Там художник приступает к работе над книгой «О точке и линии».
Через несколько месяцев пара расстается, Кандинский возвращается в Москву. А спустя 2 года художник знакомится с Ниной Андреевской – дочкой генерала, на которой вскоре женится.
Все турбулентные годы революций в России Кандинский мечется между полуабстракциями, импрессионизмом, в основном, пейзажами и романтическими зарисовками. В его абстрактных работах все большую роль играет геометрия отдельных элементов. На это влияют, как и его собственные предпочтения упростить форму, так и та атмосфера авангарда, которая преобладает среди художников Москвы того периода.
Революционные настроения и изменения в художественной среде отражаются на работе Кандинского в период его возвращения в Москву. С 1918 по 1921 год художник сотрудничал с ИЗО Наркомпроса в области художественной педагогики и музейных реформ. Он также опубликовал 6 больших статей, работал над организацией провинциальных музеев.
С октября 1918 года Кандинский также становится профессором Свободных Мастерских, а затем– Вхутемаса. В его учебном плане основной акцент делается на анализ цвета и формы: он продолжает развивать идеи, которые составляли основу его книги «О духовном в искусстве».
Основываясь на своей теории, художник разрабатывает учебный план и для Института художественной культуры. Но в этом случае встречает жесткое сопротивление со стороны коллегии института – Родченко, Степановой и Поповой. Они выступали за точный анализ и против иррациональности в творческом процессе. Из-за этого противоречия, а также постоянных нападок на его методы образования и его работы, Кандинский принимает решение уехать из Москвы в декабре 1921 года. Позднее, когда в 1922 году на искусство стала давить социалистическая идеология, которая привела к появлению соцреализма, работы Кандинского уберут из советских музеев на долгие годы.
Жизнь и работа в Баухаузе
Итак, Василий Кандинский возвращается в Германию и принимает приглашение от Вальтера Гропиуса возглавить мастерскую настенной живописи в Баухаусе. Это была Высшая школа строительства и художественного конструирования, учебное заведение, просуществовавшее в Германии 14 лет – с 1919 по 1933 годы. Эта школа обозначила и заложила основные архитектурные принципы XX столетия.
В Баухаусе Кандинский вновь преподает и развивает свои идеи. Его сочинение «Точка и линия на плоскости», представленное в 1926 году, – это результат аналитического изучения отдельных элементов картины.
Художник продолжает экспериментировать и много работает с цветом, применяя полученные выводы на практике. Его творчество также меняется: геометрия все чаще выступает на первый план, в палитре присутствуют холодные цветовые гармонии. Особое внимание уделяется кругу, который становится символом совершенной формы.
Главной работой того периода становится «Композиция VIII», написанная в 1923 году:

В это же время он создает богатые фантазией Маленькие миры для издательства «Пропилеи» и несколько камерных, «интимных» картин, таких как «Маленькая мечта в красном»:

В 1925 году после прекращения финансирования Веймарскими властями правящей партии Баухаус был переведен в город Дессау. Кандинский вместе с коллегами-художниками получает несколько свободных классов живописи, где кроме преподавания можно заниматься и собственным творчеством. В этот период художником овладевает идея создания гезамткунстверка – синтеза разных искусств в одном произведении. Эти идеи воплощаются в произведении «Желтый звук» и изобразительном сопровождении «Картинок с выставки» Мусоргского.
Живопись Кандинского последних лет этого «баухаусного» периода пронизана легкостью и странным юмором, которые проявятся позже в работах парижского периода. К таким примерам можно отнести работу «Причудливое», написанную маслом на картоне в 1930 году:

Когда в 1931 году начинается кампания против Бухауса, Кандинский с женой Ниной эмигрируют во Францию и селятся в парижском предместье Нейи-сюр-Сен. В период между 1926 и 1933 годами Василий Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. После объявления нацистами живопись Кандинского «дегенеративной», многие из этих работ были утрачены.
Французский период
Во Франции художник живет и работает уединенно. С одной стороны, художественная среда Парижа была обособлена от коллег из других стран, а с другой – было некоторое отсутствие признания абстрактной живописи как таковой. В этот период происходит последняя метаморфоза творческого пути Кандинского: он уходит от сочетания ярких цветов, продолжая работать с тонкими цветовыми нюансами. Вместе с этим он дополняет и усложняет форму: на первом плане у художника новые элементы, которые свободно чувствуют себя в пространстве холста.
В картинах этого периода чувствуется бурление жизни, как например, в «Небесно-голубое» (1940), «Сложное-простое» (1939), «Пестрый ансамбль» (1938). Кандинский называл этот свой творческий этап «живописной сказкой». В дальнейшие военные годы Кандинский из-за нехватки материалов создает картины меньше по формату, пока не остается только писать гуашью на небольших картонках.
Личная жизнь и интересы
Личную жизнь Василия Кандинского, как и его творчество, тоже можно разделить на несколько периодов, по крайней мере – от жены к жене.
С первой своей женой, Анной Филипповной Чемякиной, художник был в родстве – она приходилась ему двоюродной сестрой и была на шесть лет старше Кандинского. Они поженились в 1892 году, когда Кандинскому было 26 лет, и этот брак скорее всего произошел от одиночества, чем от большой любви.
В 1902 году, когда Кандинский уже уехал в Мюнхен учиться живописи, он познакомился с немецкой художницей Габриэль Мюнтер. Спустя два года отношений пара обручилась несмотря на то, что развод с первой женой состоялся только в 1911 году.

Габриэль была молодой женщиной, младше Кандинского на 11 лет. Несмотря на то, что они и вместе много путешествовали, Кандинский часто уезжал без своей спутницы. А еще Кандинский откладывал свадьбу. Уезжая в Москву в 1916 году, он обещал подготовить все необходимые бумаги для брака с Габриэль.
Так, зимой 1917 года Василий Кандинский вновь женился. Только не на Габриэль, а на Нине Андреевской (годы жизни – 1899-1980), с которой, интересный факт, он познакомился по телефону.

На тот момент третьей жене Кандинского было 17 лет, жениху – почти за 50. В 1917 году у пары родился сын, но через несколько лет мальчик умер, и тема детей стала запретной в доме Кандинских.
Художник прожил долгую и насыщенную событиями жизнь, охватил несколько исторических периодов и оставил свое имя в истории искусства и живописи. Кандинского не стало на 78 году жизни – 13 декабря 1944 года. Похоронен на Новом кладбище Нёйи в коммунах Пюто во Франции.
Что же касается музыки, то, по словам искусствоведа, Кирилла Алексеева: «Он выступал за идею смешивать все со всем, за синтез искусств. Кандинский соединял живопись и музыку. Он не только писал полотна, в которых будто оживала музыка, но и создавал сценические композиции с танцами и пантомимой, в либретто которых была подробно записана световая партитура. Эти как бы театральные постановки и названия имели говорящие — «Зеленый звук», «Желтый звук». То же — в его картинах: он использовал энергичные цвета и пастозные мазки (с явно выраженным направлением), чтобы создать ощущение движения, кипящей направленной энергии.».
Также известны «Стихи без слов» (1903-1904) Василия Кандинского – альбом миниатюрных гравюр, отпечатанный в Москве в учебной мастерской Строгановского училища осенью 1904 года, включающий 16 авторских ксилографий. Размер листов примерно 33х25,5 см.






А вот известные цитаты Василия Васильевича Кандинского:
- Все начинается с точки.
- Звук молчания, привычно связанный с точкой, столь громок, что он полностью заглушает все прочие ее свойства.
- «Каждый цвет живет своей таинственной жизнью.
- Цвет имеет свойство эмоционально воздействовать на душу
- Лошадь несет всадника со стремительностью и силой. Но всадник правит лошадью. Талант возносит художника на высокие высоты со стремительностью и силой. Но художник правит талантом.
- Сближаются не умы, а сердца однозвучащие.
- Когда потрясены религия, наука и нравственность, и внешние устои угрожают падением, человек обращает свой взор от внешнего внутрь самого себя.
- Всякое произведение искусства есть дитя своего времени, часто оно и мать наших чувств.
Сколько стоят картины Василия Кандинского
В 2016 году полотно «Негнущееся и согнутое» стало самой дорогой работой Василия Кандинского. При эстимейте в $18 млн в итоге картина была продана за $23,3 млн, судя по данным с официального сайта аукционного дома Christie’s. До этого самая дорогая работа художника уходила с молотка за $23 млн. В 2012 году ценовой рекорд установил «Эскиз к импровизации №8», также проданный на торгах Christie’s. Полотно «Негнущееся и согнутое», которое называют важнейшей работой парижского периода художника, не выставлялось на торги с 1964 года.

Самые известные картины Кандинского с названиями
Василий Кандинский рассматривал композиции как главные заявления своих художественных идей. Они имеют ряд характеристик, выражающимих эту монументальность: впечатляюще большой формат, сознательное планирование композиции и трансцендентность представления, выраженная нарастанием абстрактного образа. Подобно тому, как симфонии являются вехами в карьере композитора, композиции Кандинского представляют кульминацию его художественного видения в каждый конкретный момент его творческого пути.
Композиция IV, 1911 год, находится в художественном собрании земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф, Германия.

Картина написана в стиле абстракционизма. Комментарий Кандинского о работе: «Вся композиция задумана очень светлой с большим количеством нежных тонов, которые часто перетекают один в другой (разрешения), желтый тоже холодный. Отношение светло-нежно-холодного к остро-движущемуся (война) составляет главный контраст в картине. Здесь, как мне кажется, этот контраст (по сравнению с «Композицией II») еще сильнее, но зато и тверже (внутренне) откровеннее; преимуществом этого является более точное впечатление, а недостатком — слишком явная очевидность этой точности».
Композиция V, 1911 год находится в частной коллекции в Швейцарии.

Композиция VI, 1913 год находится в Государственном Эрметаже, Санкт-Петербург, Россия.

Композиция VII, 1913 год находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва, Россия.

Композиция VIII, 1923 год находится в музее Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, США.

Синий всадник, 1903 год находится в частной коллекции в Цюрихе, Швейцария.

Картина написана в стиле постимпрессионизма, маслом на картоне. Картина «Синий всадник» стала первой живописной работой художника, изображающей человека на лошади. И, хотя она была написана задолго до отказа Кандинского от предметной живописи, некоторые искусствоведы уже в ней видят предпосылки будущего стиля художника.
Поперечная линия, 1923 год находится в художественном собрании земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф, Германия.

Картина написана в стиле абстракционизм, маслом на холсте, размером 140х200 см. Эта картина носит характерные черты геометрического стиля в творчестве художника, присущего всем его работам 1920-х годов. Произведения приобретают сдержанность и рациональность, на смену буйства ярких цветов приходят холодные тона, стихийность вытесняют четкие строгие формы и геометрические элементы.
Чтобы понять мысль, заложенную в картину «Поперечная линия», нужно смотреть не на предметы или изображение, нужно охватывать всё в целом. Дело в том, что авангардное искусство субъективно, обращено к «внутреннему» зрению и вере в определенные вещи и истины.
Одесса. Порт, 1898 год находится в коллекции «SmartandBeautiful» Натальи Кандауровой, хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва, Россия.

Картина написана в стиле импрессионизма в ранний период творчества художника. Работа была написана через три года после того, как на выставке французских импрессионистов Кандинский увидел «Стога» Клода Моне – картину, буквально перевернувшую всю его жизнь.
В лучших традициях работ импрессионистов видимые объекты здесь еще вполне различимы, но точность воспроизведения их на холсте важна не так, как передача световых эффектов. Южный украинский город был для Кандинского особенным местом. Семья будущего художника переехала в Одессу, когда ему было пять лет, здесь он провел детство и юность и получил первое художественное и музыкальное образование. Позже Кандинский не раз возвращался в Одессу, чтобы повидать семью и родные места.
Акварель Незнакомому голосу 1916 год, находится в Национальном музее современного искусства, в Центре Жоржа Помпиду, Париж, Франция.

Работа написана акварелью и тушью на бумаге. Рисунок был написан Кандинским в Москве, после телефонного разговора. Оставшись под впечатлением от голоса на другом конце телефонной трубки, Василий Кандинский написал эту акварель. Его собеседником и обладателем незнакомого голоса была его будущая жена – Нина Андреевская.
Старый город, 1902 год находится в Национальном музее современного искусства в Центре Жоржа Помпиду, Париж, Франция.

Картина в стиле постимпрессионизма написана в период творческих исканий в 1902 году и относится к ранним работам художника. Произведение создано в направлении югендстиль, отличающееся обобщенностью форм. Как и многие другие ранние работы, представленная картина написана в жизнерадостной цветовой палитре, присущие романтизму.
На картине изображен неподвижный женский силуэт. Женщина одета в характерного вида для средневековья платье. За спиной героини находится город. Женщина будто бы застыла в ожидании. Сюжет напоминает другое произведение мастера под названием «Закат», где всадник направляется в старый город. По сравнению с «Закатом», «Старый город» выглядит более органично. Между этими картинами прослеживается некая взаимосвязь и тайный символический подтекст. Возможно, что героиня ожидает своего всадника на пути в старый город.
Москва. Красная площадь, 1916 год находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва, Россия.

Из круговых окон мастерской художника на шестом этаже открывалась чудесная панорама Москвы и великолепный вид на Кремль. Энергия, с которой художник строит композицию, дает ощущение движения, непрерывного изменения ракурсов, звона, гула и грохота современного города, фантастического нагромождения разноцветных и разновременных строений, где сорок сороков церквей соседствуют с многоэтажными доходными домами начала ХХ века. В картине объединились узнаваемые архитектурные памятники и просто высокие дома с многочисленными окнами, вырастающие, как грибы из земли, разноцветные дымы из заводских труб и пробивающиеся сквозь облака солнечные лучи, радуга и стаи птиц над городом. Это соединение и переплетение в клубок разнородных мотивов и создают эффект «звучания оркестра» в живописи Кандинского.
Небесно-голубое, 1940 год находится в Национальном музее современного искусства в Центре Жоржа Помпиду, Париж, Франция.

Картина написана в стиле абстракционизма и сюрреализма. В последние годы жизни Кандинский, по мнению многих исследователей, снова возвращается к фигуративной живописи. Однако ее весьма сложно назвать таковой в традиционном смысле, это скорее некий ее синтез с абстрактным искусством. Картины художника приобретают немного шутливый, даже игривый тон. Кандинский начинает населять свои работы причудливыми «биоморфными» формами, то ли летящими, то ли плывущими по поверхности холста.
Картина «Синее небо» (альтернативное название) – ярчайший представитель этого периода. Существа, похожие одновременно на рыб и птиц и напоминающие животных с работ Хоана Миро, на первый взгляд хаотично разбросаны по синему фону. Но это обманчивое впечатление, ведь Кандинский по-прежнему придает огромное значение композиции. Загадочность природы этих существ усиливается и за счет неопределенности фона: несмотря на название картины, невозможно с полной уверенностью утверждать, что перед нами именно небо, а не морские волны.
Озеро, 1910 год находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва, Россия.

Картина написана в стиле экспрессионизма. Несмотря на то, что полотно фактически создавалось с натуры, ничего общего с настоящими видами озера оно не имеет. Живописец справедливо полагал, что его кисть должна запечатлевать не просто отдельные предметы, людей, растения, а их аромат и привкус, чувства и эмоции. Важно не показать, а заставить почувствовать и понять.
При написании картины были использованы глубокие синие, оранжевые и даже зеленые цвета. Буйство красок простирается всюду, куда хватает человеческого взора. Озеро занимает все полотно картины, в правой его части виднеется несколько небольших суденышек. По всей видимости, они принадлежать рыбакам, либо любителям вечерних прогулок. Озеро писалось на закате, потому его гладь обагряется солнечными лучами. картина светлая, эмоциональная, завораживающая.
Дамы в кринолинах, 1909 год находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва, Россия.

В период с 1900 по 1910 годы Василий Кандинский работал в журнале «Мир искусства», которое занималось изданием русского символизма. Основной тематикой для творчества символистов того времени была культура русского дворянства XVII века и первой половины XIX века. Именно с этим связана ретроспективная тема изображения.
Вид Мурнау с железной дорогой и замком, 1909 год находится в городской галерее в Ленбахе, Мюнхен, Германия.

Работа выполнена в стиле экспрессионизм в жанре пейзажа. В Мурнау Кандинский нашел новый дом и искал себя через написания местных ландшафтов. Яркие и насыщенные зеленые цвета на контрасте с черным поездом – новое средство выразительности художника в тот период.
Белый овал, 1919 год находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва, Россия.

Данное изображение является ключевым в творчестве художника – как наглядное отражение перехода от абстрактного импрессионизма к систематизированному рациональному абстрактному искусству. Формы произведения Кандинского имеют символический характер. Мастер открывает миру объективно-интеллектуальное положение, выражая свое отношение к революции и гражданской войне в стране.
Двое на лощади, 1906 год находится в городской галерее в Ленбахе, Мюнхен, Германия.

Картина, написанная в постимпрессионистском стиле, содержит мифологическую сцену. Картина «Двое на лошади» на первый взгляд обычна, в ней есть фольклорные и сказочные мотивы, и, возможно, ностальгия. Но с другой стороны – она демонстрирует, как на первый план у художника постепенно выходят линии и цветовые пятна. Лица людей нарисованы не четко, их расслабленная и задумчивая поза говорит о самоуглубленности. Кажется, всадник не держит поводья и лошадь везет пару сама. Простой сюжет и большое пространство для фантазий: кто они, куда едут? Во времена Средневековья движение на картинах «справа на лево» означало возвращение домой. Возможно, поэтому фигуры на полотне так спокойны.
Картина похожа на старинную мозаику с темной цветовой гаммой, которая разбавлена более яркими красками. Преобладает синий цвет, который, по мнению Кандинского, «типично небесный цвет, и при сильном его углублении развивается элемент покоя». Полотно исполнено романтичности и нежности. Художник говорил, что воплотил в картине «многие свои мечты» и во время работы чувствовал сердечный трепет, как настоящий поэт.
Зимний пейзаж, 1909 год находится в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, Россия.

Полотно выполнено в излюбленном стиле абстракционизм. Цвета выбраны достаточно яркие. Насыщенный синий уверенно контрастирует с тонами желтого. Техника нанесения краски на холст заслуживает отдельного внимания. Крупные и хаотичные мазки являются итогом влияния на мастера творчества Клода Моне.
Спокойный изгиб, 1924 год находится в Walker Art Center, Миннеаполис, США.

Работа написана акварелью на бумаге. Также произведения Василия Кандинского в стиле абстракция выставлялись в Русском музее.
На этой работе я заканчиваю биографию Василия Васильевича Кандинского, чьи работы оказали существенное влияние на живопись XX века и ее развитие.
А какой стиль живописи Кандинского вам больше всего по душе? Буду рада вашим комментариям!
Интересно конечно для познания. Но .. наверное. Мне не понять товарища Василия Кандинского ! Чего то до меня не доходит ! Некоторые картины принять можно , а некоторые ??? Видимо что-то со мной ?!!
Валентина, добрый день! Ну не все же картины должны нравиться, это нормально)
Наталья, спасибо за интересный материал о Кандинском В.В., хорошая подборка, полная и отлично иллюстрирована. Мне нравится этот художник и я попыталась написать, по его рисунку на витраже «Амазонка» , свою картину акварелью . А еще мне нравится ваша школа, Наталья. Вы прекрасный преподаватель, люблю наблюдать за вами на ваших уроках, руки как двигаются, часть лица, одежда, манера излагать материал, аккуратность, иногда звуки вашего дома, они приятно снимают напряжение и облегчают восприятие материала урока. Спасибо вам и вашим помощникам!
Зоя, добрый день! Спасибо большое за ваш отзыв и что читаете статьи! Рада, что вам нравится у меня учиться, буду ждать ваши работы!))
Очень интересно и познавательно, огромное спасибо.
Ольга, а у вас есть любимые работы Кандинского?)
Очень интересно и познавательно, урок удался, огромное спасибо.
Ольга, добрый день!) Спасибо)