Лессировка в масляной живописи

Лессировка в живописи маслом - фото Советы начинающим

Наверняка вы слышали об этой техники и точно видели картины, лессировкой, ведь это классический прием в живописи маслом. Что представляет из себя эта техника, ее история, примеры картин и пошаговый процесс – все это вы найдете в моей новой статье!

История техники лессировка

Как и многие классические вещи, техника лессировки в масляной живописи появилась очень давно, в XIII-XIV веках, в Европе. Само слово, «лессировка», в переводе с немецкого «Lasierung» означает глазурь. И действительно, картины, написанные в этой технике похожи на глазурь – переливчатую и полупрозрачную.

Первое упоминание об этой технике можно найти у норвежских иконописцев XIII века. Затем настал золотой период эпохи Возрождения, в который старые мастера начали закладывать новые традиции, стили и техники.

Так, отходя от традиционных темперных красок, художники стали использовать масляные краски. Они смешивали их прямо на холсте, накладывая один на другой тончайшие слои. За счет этого картина приобретала эффект, который можно сравнить с витражной росписью – будто это и не картина вовсе, а цветное стекло.

Из-за того, что краску накладывали друг на друга, каждый слой менял цвет предыдущего. Это и стало началом и основой лессировки в живописи маслом.

С развитием масляной живописи развивалась и техника рисования. Например, во Франции, в XVIII веке, художники знаменитого стиля рококо повсеместно использовали лессировку и стали мастерами этой техники. Чтобы добиться красивого и колоритного цвета, художники вплоть до конца следующего века использовали лессировку, экспериментируя с цветом и наложением краски.

В чем суть техники лессировка

Лессировка – это техника живописи, при которой нанося полупрозрачную краску на холст, тонкими слоями, поверх основной краски, вы получаете глубокие, переливчатые цвета и оттенки с виду напоминающие прозрачное стекло или глазурь.

Это, кстати, еще и одна из самых долгих техник. А все из-за того, что масляная краска сама по себе сохнет долго. В отличие от других техник, здесь вам нужно наносить краску слой за слоем. Чтобы краски не смешивались между собой и не превращались в грязь, приходится ждать, когда каждый слой краски просохнет.

Но поверьте, оно того стоит! Художники, мастерски овладевшие лессировкой в масляной живописи, создают удивительные картины с ни с чем неповторимыми цветами красок. Многие отмечают, что как ни старались, не смогли получить такие насыщенные и сияющие цвета, путем смешивания красок просто на палитре.

И все это благодаря тому, что краска для такой техники рисования берется полупрозрачная, хорошо пропускающая и отражающая свет. Знаменитая «Мона Лиза», кисти Леонардо да Винчи, была написана лессировками. И действительно, у этой картины очень богатая история, в том числе и история техники и манеры наложения красок.

Одна из самых знаменитых картин в мире тоже написана лессировками

Из-за оптических законов, применимых к этой технике, краски на картине смешиваются прямо у нас на глазах, когда мы рассматриваем полотно. Но, чтобы этот эффект раскрылся в полной своей красоте, картина, написанная лессировками, должна находиться в хорошо освещенном месте, где краски смогут поглотить достаточное количество света и заиграть всей своей красотой.

Применение техники лессировка

Чаще всего картины в этой технике пишут, чтобы получить яркие, насыщенные цвета и глубокие оттенки. Также можно создать удивительный цветовой переход, сохраняя объем и воздушную перспективу.

Помимо этого, при помощи лессировки можно изменить уже существующий цвет на картине. Особенно это актуально, если картина уже достаточно хорошо просохла, но вы остались недовольны результатом.

Если же ваша работа уже близится к завершению, и вы хотите расставить какие-то акценты в сюжете, делая одни детали картины ярче, а другие более приглушенными.

Лессировками можно также менять детали подмалевка, создавая тон и светотень при помощи наложения других слоев краски.

Примеры картин в технике лессировка

Лессировками можно писать не только маслом, но также акрилом и акварелью. Главное в этой технике, как мы уже выяснили, передать красоту цвета при помощи прозрачности краски.

Ниже я прикрепила примеры картины, выполненных в этой технике.

Техника лессировки маслом

Смешайте краску и растворитель до жидкого состояния. Разбавлять краску нужно в пропорциях, примерно, 1:1 или 1:2.

Затем нанесите слой прозрачной или полупрозрачной краски на холст. Краска должна лечь таким образом, чтобы сквозь нее был виден подмалевок. Если краски оказалось слишком много, попробуйте вобрать лишнюю краску чистой, сухой кистью. Кисти должны быть мягкими и плоскими.

Не спешите и не торопитесь побыстрее все написать. Лессировка масляными красками должна быть выполнена аккуратно.

Как делать хорошую лессировку?

  1. Используйте льняное масло для разжижения красок.
  2. Вы можете накладывать как чистые цвета, так и уже заранее смешанные краски.
  3. Помните, что если вы хотите светлую лессировку, то и самый нижний основной тон тоже должен быть написан светлыми красками. И наоборот, с темным фоном вы получите глубокую, темную и насыщенную лессировку.
  4. Помните, что каждый слой нужно просушивать и очень хорошо.
  5. Густую лессировку наносите широкой кистью флейц.
  6. Помните, что при наложении большого количества лессировок, картина приобретает темный и глубокий оттенок.
  7. Лессировка прекрасно будет смотреться на ровной и гладкой поверхности, поэтому постарайтесь хорошо подготовить холст для этого.
  8. Кисти для лессировки выбирайте мягкие и плоские, чтобы создать плавный и нежный переход цвета.

Как видите, эта техника хоть и имеет свои особенности, но зная все ее секреты и нюансы уже не так страшно и сложно к ней подступиться. Попробуйте и вы написать картину в этой технике, а если у вас возникнут вопросы при работе, можете смело задавать их в комментариях под этой статьей!

И не забудьте поставить 5 звезд, мне будет очень приятно!

Наталья Юршина

Основатель онлайн-школы рисования «NY school».

Хотите научиться писать маслом? Записывайтесь на мой мастер-класс 👇

Записаться!.

Оцените автора
NY SCHOOL — Школа рисования маслом
Добавить комментарий

  1. Дина

    Спасибо! Очень интересно!
    Благодарю вас за мастер-класс Авокадо.
    Это вещь! Два часа увлекательнейшего и кропотливого труда! Здорово!
    А вот вопрос такой. Как хранить работы? Ведь отдельной мастерской нет. Как их расставить/поместить, чтобы дать дышать, не навредить?

    Ответить
    1. Наталья Юршина автор

      Добрый день, Дина! Спасибо что читаете!) Здорово, что вам понравился мастер-класс! Выкладывайте свою работу во Вконтакте и отмечайте меня на фото!))
      Картины можно хранить по-разному, еще свежие, например, на мольберте. Готовы и подсохшие работы — в теплом, чистом и не ярком помещении. Главное, не ставить их друг на дружку, чтобы не было просадки холстов. Посмотрите, у меня тут есть статья, как хранить материалы и живопись)

      Ответить
  2. Николай

    Как получить солнечные лучи (потоки) на готовой картине городского пейзажа? Спасибо.

    Ответить
    1. Наталья Юршина автор

      Николай, добрый день! Белый + желтый + много разбавителя/воды, работаем лессировками)

      Ответить
  3. Сергей

    Доброго дня!
    Спасибо за полезную статью. Давно хотел попробовать такую технику. А можно ли использовать лессировку в мастихиновой живописи?

    Ответить
    1. Наталья Юршина автор

      Сергей, добрый день! Мастихиновая живопись подразумевает пастозную технику, а лессировочная техника — это нанесение краски тонкими слоями) Комбинировать в целом можно)

      Ответить
  4. Светлана

    Спасибо, познавательно и полезно.

    Ответить
    1. Наталья Юршина автор

      Светлана, добрый день!) Спасибо, а вы давно маслом пишите?)

      Ответить
  5. Юрий

    Спасибо за статью. Подскажите пожалуйста, можно ли при помощи лессировок белилами «увести» на задний план или ослабить слишком интенсивные участки картины? Если так не делают, то как это сделать? Спасибо за ответ.

    Ответить
    1. Наталья Юршина автор

      Юрий, добрый день!) Да, можно) Не обязательно с помощью белил, можно с помощью разделенных красок, например таких как малахитовая зелёная, охра жёлтая, королевская голубая, неаполитанская жёлтая) Нужно учитывать, что белила сами по себе дают небольшую серость, даже при лессировках😉 Лучше использовать цинковые белила🌸 Смешайте белила с нужным оттенком и разведите жидко🌝

      Ответить
      1. Юрий

        Спасибо, Наталья. Вы хотели сказать разведенных красок? Что такое разделенные краски я не понимаю.

        Ответить
  6. Екатерина

    Наталья спасибо большое за статью, очень интересно, а по акрилу что то есть?

    Ответить
    1. Наталья Юршина автор

      Екатерина, добрый день! Да, конечно, на моем сайте есть статьи и про акриловую живопись, краски. И курс в школе есть) Посмотрите)

      Ответить
  7. Ольга

    Да, такая техника любит терпеливых. Очень нравится. Хочу научиться. Наташа, спасибо за обзор! Познавательно!
    Самый нижний слой, на который потом наносить лессировки, должен быть однотонным или сразу можно обозначить нужные цвета?

    Ответить
    1. Наталья Юршина автор

      Ольга, добрый день! Лессировка как таковая создаёт полупрозрачную дымку, и усложняет цвет нижнего слоя) Поэтому желательно, чтобы нижний слой не был однотонным, а все детали и цвета были намечены) Лессировок может множество, чтобы добиться нужно сложного цвета, которого нельзя получить обычной живописью 🌝

      Ответить
  8. Ольга
    Ответить
  9. Лилия

    Спасибо огромное за краткие,но очень содержательные статьи. Очень нравятся ваши уроки. Вы так хорошо и понятно учите. Спасибо вам.

    Ответить
    1. Наталья Юршина автор

      Лилия, добрый день!) Спасибо! На мастер-классах и курсах еще больше полезной и интересной информации)

      Ответить
  10. Мария

    Спасибо, очень интересная и полезная статья.

    Ответить
    1. Наталья Юршина автор

      Мария, добрый день!) Рада, что вам понравилась статья! А вы пишите маслом картины?

      Ответить
  11. Гульчачак Мулюкова

    БлагоДарю за знания и заботу. Для начинающих художников это очень важно. Когда понимаешь что ты делаешь, как и с чем, получается добиться результата, который удовлетворит очень критическое к себе отношение при написании картины. БлагоДарю.

    Ответить
  12. Рахима

    Очень хорошо объясняете

    Ответить
    1. Наталья Юршина автор

      Рахима, добрый день!) Спасибо) Какие-то еще статьи смотрели у меня?)

      Ответить
Adblock
detector