Что такое оммаж в искусстве и живописи? Оммаж — работа-подражание (и жест уважения) другому художнику. Разбираемся, почему оммаж не является плагиатом.
Оммаж в истории
История имеет свойство повторяться. Точно также и искусство. Порой смотришь на картину, и кажется, что это уже где-то было и где-то вы это точно уже видели. Или что-то очень похожее на это.
Здорово, когда есть какие-то отсылки и аллюзии на искусство и художников прошлого, так интереснее раскрывать для себя контекст произведения и проводить параллели.
В переводе с французского, homage – означает признательность. Оммаж – это своеобразная дань уважения художнику, который вдохновил творца на свое произведение.
В средние века, оммаж считался клятвой верности. Так, присягая, вассал без шлема и без оружия, опуская на колено, складывал ладони и давал их в руки своему феодалу. Таким образом, люди просили принять себя в вассалы.

Конечно, сейчас это явление носит больше метафорический характер.
Никто не заставит вас вставать на колени и простирать руки, чтобы вы могли использовать метафоры работы другого художника в своем творчестве.
Что такое оммаж в искусстве
И все-таки, как же отличить в искусстве настоящий оммаж от плагиата? Где та тонкая граница, за которую нельзя заступать?
Оммаж – это работа-подражание другому творцу. Он может быть как в кино, так и в живописи, музыке, литературе.
Плагиат же, это умышленное и незаконное использование чужого творчества в целях своей выгоды.
Есть еще, конечно, аллюзии и отсылки. Они тоже кое-чем отличаются.
Отсылка – это определенная деталь, которая отсылает к другому произведению (кстати, это может быть произведение и самого автора, только другого периода. Например, дизайнер одежды создает юбилейную коллекцию и делает отсылки на свои самые ранние работы).
Отсылка позволяет зрителю погрузиться в контекст произведения. Но дани автору, как таковой, в отсылки нет. Она просто показывает, дает понимание контекста.
Аллюзия же, это намек на какой-то факт, связанный с произведением, например, исторический или литературный. При использовании аллюзий, творцы часто берут конкретные цитаты или фразы, которые дополняют смысл произведения.
Примеры оммажа
В искусстве есть немало примеров, когда автор сделал откровенный плагиат. Но, также, очень полно реальных примеров с оммажем, который был сделан грамотно, с определенной порцией дани уважения и прочее.
Рассмотрим на примере кино, музыки, литературы и живописи самые громкие случаи оммажа.
Оммаж в живописи
Полтора месяца, с декабря 1945 по январь 1946, известный художник, Пабло Пикассо над серией литографий «Бык».

А уже в 1973 году, другой художник поп-арта, Рой Лихтенштейн создал несколько оммажей в память испанского художника.
Он по-своему представил знаменитую серию литографий. Так как он работал в жанре поп-арт, его не занимали форма или структура изображения. Его больше волновал цвет, его игра и возможность интерпретации.

Таким образом, произведение стало новым прочтением идеи в новом жанре.
Оммаж в кино
Черно-белый художественный фильм «Артист», 2011 года, вообще оммаж всему немому кино.

Черно-белая лента, атмосфера 20-х годов прошлого столетия, а также практически отсутствие диалогов – такое не часто встретишь в современном кинематографе.
Оммаж в музыке
Американская альтернативная рок-группа, The Smashing Pumpkins, созданная в Чикаго в конце 80-х годов, сочинила песню «Tonight, tonight», которая стала оммажем другой американской рок-группы, созданной на 15 лет раньше, «Cheap Trick».
Оммаж в литературе
Так, например, словацкий драматург Вильям Климачек написал пьесу «Чехов-боксер», которая стала оммажем биографии и творчеству Антону Чехову.
В пьесе герои Чехова становятся участниками его биографии, реальные факты переплетаются с выдуманными. Также есть аллюзии и прямые цитаты из писем и воспоминаний.
Оммаж в моде
Наверное, чаще чем на показах, оммаж не встречается нигде больше. Так и выход коллекции марки Miu Miu не обошелся без оммажа Бриджит Бардо и 80-м. Образы эпохи и стиль знаменитой актрисы вдохновили дизайнеров на новую коллекцию.

Оммаж в фотографии
В 2016 году, в центре фотографии им. братьев Люмьер, прошла выставка чикагского фотографа «Малкович, Малкович, Малкович: Оммаж мастерам фотографии».
Эта выставка, творческое сотрудничество между фотографом Сандро Миллером и актером Джоном Малковичем.
Проект – это серия фотографий, на которых Джон Малкович воспроизводит знаменитые фотографии или образы личностей, которые повлияли на фотографа и сформировали его как творца.
Тут можно увидеть Малковича и в образе Сальвадора Дали, и один из последних портретов Мерилин Монро, и даже Альберта Эйнштейна!
Автор, посредством своей работы, хотел исследовать технические и эмоциональные способы взаимодействия и творчества великих фотографов.
Таким образом, мы видим, что оммаж — простыми словами, это лишь небольшой намек на работу другого автора, который позволяет наслаивать уже существующие смыслы и создавать новые.
Очень рекомендую посмотреть вам мое видео на ютуб-канале https://youtu.be/aAeQms7wlJQ, где я рассказываю, что такое плагиат, чем он отличается от других форм копирования и заимствования. Но самое главное, рассказываю свою историю, как меня обвинили в плагиате! Переходите по ссылке, это очень интересно https://youtu.be/aAeQms7wlJQ !
vitrolgap@gmail.com