Что такое пастозная техника живописи? Пастозная техника или пастозность — это техника работы плотными слоями краски. Применяется обычно в масляной живописи.
Введение
На протяжении многих веков мир живописи привлекает людей со всего мира. Изучая историю искусств, мы видим, как создавались шедевры, и часто многие из нас сами хотят попробовать себя в роли художника, превратившись из наблюдателей в действующих лиц.
Живопись, как и другие виды искусства привлекает, и не без основания – ведь это мир безграничных возможностей, ниша, в которой можно проявить все свои фантазии и раскрыть творческий потенциал.
Научиться показывать окружающий мир с помощью красок, раскрыть на холсте с помощью разных техник и материалов то, что находится в воображении – это, безусловно, очень классная возможность для художников проявить себя.
Я много пишу о живописи и техниках, с помощью которых создаются как классические произведения, так и более современные. В этой статье я хочу рассказать вам о технике пастозной живописи – что она из себя представляет, как подготовиться и самое главное, как создать картину в этой технике, чтобы получилось и результат радовал вас долгие годы.
В конце статьи также привожу примеры работ, выполненных в технике рисования мазками.
Буду рада вашим комментариям и с радостью отвечу на любые вопросы об этой технике.
В чем суть техники пастозной живописи
В переводе с итальянского pastoso, означает, тестообразный. Пастозная техника – это способ работы плотными мазками краски, с помощью которых на холсте появляется рельеф и фактура.
Эта техника противоположна технике лессировки, когда слои краски накладывают тонкими, прозрачными мазками. Для сравнения, посмотрите на два примера ниже:

источник: https://archipelag-publishing.ru/blog/creation/69445/

источник: https://nyblog.ru/lessirovka-v-maslyanoy-zhivopisi/
В основном, пастозно пишут масляными красками, так как эти краски обладают нужной густой консистенцией. Но также можно использовать и акриловые краски, если следить за толщиной мазка, чтобы краска не потрескалась при высыхании.
Одно из преимуществ этой техники состоит в том, что работу над такой картиной можно вести постепенно, добавляя новые детали, корректируя мазки. Именно поэтому масло и подходит лучше всего, так как не высыхает также быстро, как и акрил.
В основном художники, применяя эту технику, работают мастихином, либо, выдавливая краску сразу из тюбика на холст, наносят мазки пальцами.

Если вы ищите хороший мастихин, посмотрите в моем магазине – большой выбор самых разных мастихинов по хорошей цене: перейдя по ссылке!
Картины, выполненные в пастозной технике, позволяют подчеркнуть форму и рельеф того, что изобразил художник.
Масляная краска, густо нанесенная на холст, прекрасно передаст рельеф гор, морскую пену у волн, да и вообще подчеркнет любой пейзаж.
Красиво также будут смотреть букеты цветов, выполненные жирными мазками.
Теперь, когда вы знаете, что такое пастозная техника, давайте разберемся, что нужно, чтобы создать картину в таком стиле.
Подготовка материалов и рабочего места
Чтобы написать картину, вам понадобятся:
— холст на картоне или на подрамнике (принципиальной разницы нет, но если выбираете холст на подрамнике, помните, что от сильно большого количества краски, он может немного провиснуть);
— масляные краски (если у вас нет конкретной идеи, что рисовать, лучше приобрести небольшой набор с базовыми цветами, которые можно потом смешать и получить нужный цвет или оттенок);
— мастихин (можно взять пару штук разной формы);
— кисти щетина, прямоугольные, широкой формы;
— палитра;
— тряпочка.
Создаем основу
Теперь нужно создать своеобразный подмалевок. Основу картины можно заполнить акрилом, гуашью, или темперой – нанося краску тонкими слоями.
Нужно очень хорошо просушить этот первый слой, поэтому следите, чтобы основа была как можно тоньше. Это ваш набросок, а после просушки можно приступать к нанесению густых мазков маслом.
Наносим первые мазки
После высыхания первого слоя, наносим на холст краску, можно прямо из тюбика. Мазки должны быть густыми, направления их можно менять в зависимости от текстуры изображения.
Придать динамичности картине поможет мастихин.

Обратите внимание на направление мазков на этой картине – как показаны небо, цветы, зелень.
Создаем текстуру
Еще один слой на картине – это добавление текстуры. Тут мы уже работает чистым цветом, чтобы показать тот самый рельеф и пастозный мазок. Также не добавляем здесь растворители и масла.
На завершающем этапе добавляем небольшие детали, исправляем неточности.
Защитное покрытие
Картину лаком покрывать не обязательно, но, если вы все-таки хотите защитить ее от пыли, влаги, грязи и света, покрывайте ее правильно.
Так как это пастозная живопись, то ждать полного высыхания придется дольше обычного. Через полгода, когда слои просохнут и краска будет сухая не только снаружи, но и внутри, можно покрыть работу лаком – например, акрил-стирольным.
В целом, эта техника позволяет нам отойти от строгих академических правил, поэтому, даже небольшие недочеты в направлении мазков могут считаться за творческий замысел и не будут сильно бросаться в глаза.
Но, помните, что для красивой работы вам все равно нужно понимать структуру и объем рисунка, также уметь работать с цветом. В остальном же, пастозная техника – это полет фантазии для свободных и смелых художников!
Советы начинающим художникам
Не могла оставить вас без рекомендаций и полезных советов в этой технике:
— перед нанесением краски, выдавите ее из тюбика, чтобы она немного загустела;
— чтобы краска впитала излишки влаги, выдавливайте ее на бумагу;
— сухую краску можно развести, добавив капельку растворителя №4, либо льняного масла;
— если работа над картиной займет продолжительное время, палитру с краской можно убрать в холодильник.
Примеры картин в пастозной технике
Пастозная живопись маслом – очень красивая, посмотрите сами на эти картины, мазки, фактуру!