Великие русские художники-пейзажисты. Рассказываю о наиболее известных русских пейзажистах, картины которых вы точно видели.
Российский жанр пейзажа и его традиции начали формироваться в конце XVIII века. До этого, художники писали отталкиваясь от опыта французских и итальянских мастеров, соблюдая каноны академической живописи того времени.
Жанр пейзажа был очень популярен у художников, так как многие из них узнавали и постигали природу и создавали образ любимого края именно через свои произведения.
Наиболее известные русские художники-пейзажисты, знаменитые картины которых вы точно видели и без труда сможете назвать автора:
- Иван Шишкин (1832-1898)
- Василий Поленов (1844-1927)
- Алексей Саврасов (1830-1897)
- Исаак Левитан (1860-1900)
- Иван Айвазовский (1817-1900)
Ниже в статье вы найдете небольшой рассказ о жизни художников, которые рисовали пейзажи (список фамилий выше) и некоторые самые известные их картины. Кстати, посмотреть произведения знаменитых пейзажистов можно не только в Москве или Санкт-Петербурге. В большинстве регионов в столицах есть картины кисти русских пейзажистов, находящихся в постоянной экспозиции в художественных музеях.
Так, в Новосибирске, например, можно посмотреть работы Ивана Айвазовского, Ивана Шишкина и других художников-пейзажистов.
Иван Шишкин
Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году, в семье с древним и богатым родом Шишкиных. Его отец был представителем зажиточного купечества, который хотел дать своему сыну самое лучшее образование.
Сначала Шишкин обучался в казанской гимназии, а в 20 лет отправился учиться в Московское училище живописи. После его окончания, поступил в Императорскую Академию художеств. Уже тогда Шишкин обнаружил свою любовь к пейзажу. Его многочисленные путешествия по окрестностям Петербурга и красота северной природы навсегда заняли место в его сердце.

В 31 год он отправляется за границу, за счет Академии – обучаться там художественному мастерству. Там он знакомится с творчеством других художников и совершенствует свое мастерство. Поездка продлилась 5 лет, а на родине его ждало звание академика.
По возвращении, он продолжает создавать пейзажи, много путешествует по России, выставляет свои работы в Академии, принимает участие в работе выставок передвижников. У него была безупречная репутация и несравненный талант. К 1873 году Шишкин становится профессором Академии художеств.
Что касается личной жизни, то Иван Иванович был жена дважды, на сестре художника Васильева, и, второй раз, на своей ученице. У него было четверо детей, но до зрелого возраста дожили только две дочери.

Сам художник умер, внезапно, в 1898 году.
Он был хорошим натуралистом, поэтому его работы такие живые, словно фотографии. Он прекрасно знал русскую природу, и лес, в частности.

Знаменитая картина «Утро в сосновом лесу» была написана совместно с Константином Савицким. Незадолго до ее написания, была создана другая картина –«Туман в сосновом бору». Эта картина так понравилась художникам, что они решили переписать ее, но добавить небольшую жанровую сцену. Вдохновением на этот пейзаж послужила поездка по чистым и нетронутым вологодским лесам.

Коллекцию работ Ивана Шишкина сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее, а также в Русском музее. Многие рисунки и картины находятся в частных коллекциях. Кстати, и в региональных художественных музеях тоже могут быть картины Ивана Шишкина, конечно, не такие известные, но все же, кисти мастера.
Василий Поленов
Еще один яркий представитель русской живописи и пейзажистов 19 века.

Василий Дмитриевич Поленов родился в 1844 году в дворянской семье в Санкт-Петербурге. Его отец был очень образованным человеком, увлекался литературой, археологией, переводами. Мать Поленова была тоже творческим человеком – увлекалась живописью, историей, была детским писателем. Она обучала детей урокам рисования, в дополнение к тем учителям, что приходили к детям из Академии художеств.
Но в университет Василий Поленов, несмотря на любовь к живописи, поступает учиться физике и математике. В этот период ему многое интересно. Он берет свободные уроки живописи в Академии. В конце концов, оставляет университет, чтобы посвятить себя живописи.
В 1867 году едет во Францию, на всемирную выставку, где представлен весь цвет европейской живописи того времени.

Вернувшись, в 1868 году он снова поступает в университет, на этот раз, изучать юриспруденцию.
Он очень усердно занимается живописью, чтобы получить золотую медаль в Академии. И в конце концов получает награду, хотя это было не просто, ведь с ним соперничал сам Илья Репин.
Эта и последующие победы позволили художнику поехать в Европу изучать живопись. Германия, Италия, Франция – Поленов впитывает культуру и опыт европейских художников, колорит, знания. Ходит по музеям и галереям, общается с зарубежными коллегами.

В последствии он сам станет академиком, и будет преподавать живопись в московском училище. Коровин, Левитан, Архипов – многие художники под его началом станут известными.
Живя в Москве, он подмечает все ее детали, улочки, интересные городские пейзажи и передает все это в своих работах с особой любовью и теплотой.
В 1879 году примыкает к передвижникам и проводит свои собственные выставки.

В 1881 году вместе с другими художниками едет на Ближний Восток. Вдохновляясь местным колоритом, пишет новые картины. В 1885 году проходит выставка передвижников, где Василий Поленов выставляет эти работы. Ими очаровывается Павел Третьяков – известный коллекционер и ценитель искусства.
Насытившись московской жизнь, в 1890-х годах, художник вместе с семьей уезжает в Тульскую область. Там он покупает дом на берегу реки Оки, которую не раз изобразит на своих полотнах.
Там же он строит дом с мастерскими, в которых с местными художниками обучает детей живописи и рисунку. Он очень много работает и создает ряд картин с прекрасными русскими пейзажами.

Помимо живописи он очень много работает с театром – декорациями, сценариями, художественными решениями.
Последние годы жизни художник провёл в усадьбе Борок, где организовал музей художественных и научных коллекций. Умер в 1927 году.

Работы Василия Дмитриевича Поленова можно увидеть в Третьяковской галерее и в Русском музее.
Алексей Саврасов
Алексей Кондратьевич Саврасов родился в 1830 году в купеческой семье, в Москве. С раннего детства увлекался рисованием и перерисовывал картины известных художников. Его первым заработком были как раз картины-копии, которые он продавал.

В 14 лет Саврасов поступает в Московское училище живописи. Через 10 лет он заканчивает его в звании академика, получив его за картину «Пейзаж в окрестностях Ораниенбаума».
Но, самая его, конечно, известная картина, это «Грачи прилетели». Пейзаж русской земли, которая пробуждается от зимней спячки. Он, как и предыдущие художники, выставлялся на передвижнической выставке, где его работу приобрел Третьяков для своей коллекции.
В 1870-х годах Саврасов работал и преподавал в своей альма-матер – Московском училище живописи. Он был очень талантливым педагогом. Так, под его крылом выросли такие известные художники, как Исаак Левитан и Константин Коровин.

Но, в этот же период у него возникают проблемы в личной жизни. Наступает творческий кризис, брак распадается, здоровье становится хуже. Все это усугубляется пристрастием к алкоголю.
В 1882 году новый удар – не стало его друга и коллеги, художника Перова. Он постоянно выгораживал Саврасова перед начальством училища, а с его смертью Саврасова уволили – так он лишился квартиры и денег.
Он умер в 1897 году, оставив после себя большое наследие – картины и своих учеников.


Исаак Левитан
Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в семье еврейских интеллигентов. Через 10 лет его семья перебирается в Москву, и, через 3 года, Исаак поступает в Московское училище живописи. Там его учителями станут такие известные художники, как Перов, Саврасов, Поленов.
В 15 лет он теряет мать, а через 2 года – отца. Материальное положение в семье было очень шатким, поэтому, в училище семье художника помогали материально. А разглядев его талант, перевели на бесплатное обучение.

После смерти отца, Левитан переходит в класс пейзажа, к Саврасову. Перебравшись в Подмосковье, он пишет картину «Вечер после дождя». После продажи этого полотна, он снимает меблированную комнату в Москве.
Закончив свое обучение в 1885 году, Левитан начинает свой путь становления известным художником. Он подружился с Чеховым, хотя эта дружба, порой, и напоминала соперничество.

Наконец, финансовая сторона дел Исаака Левитана стала стабильной, и он смог полностью погрузиться в творчество. Но отголоски тяжелого детства и трудной юности сказались на здоровье – начались проблемы с сердцем. Художник принимает решение уехать в Крым, поправить здоровье. После этой поездки он организовывает выставку с 50 своими работами.
В 1888 году Левитан отправляется в путешествие на Волгу. Ему очень нравится место под названием плес. Там он проводит летние сезоны и очень много пишет. Это был плодотворный период в творчестве – более 200 пейзажей, в том числе и «Над вечным покоем».
Его работы, «Золотая осень» и «Март» были куплены известным коллекционером Третьяковым. Также, художнику предлагают преподавать в том же училище, в котором он сам учился.

В 1896 году художник второй раз болеет тифом, после чего у него обостряется аневризма сердца. Через 3 года по предписанию врача, он едет в Ялту, поправить здоровье. Но, лечение не помогло, и через год Левитан умирает.
300 этюдов и 40 картин художник так и не закончил. Уже после его смерти, в Москве состоялась его посмертная выставка. Самые известные его картины, это «Березовая роща», «Свежий ветер. Волга», «Осенний день».


Иван Айвазовский
Пожалуй, один из самых знаменитых маринистов, которых можно выделить из художников.

Иван Константинович Айвазовский родился в 1817 году, прожив долгих и насыщенных 82 года.
Его отец был торговцем, но из-за чумы 1812 года разорился. Несмотря на это, Иван Константинович был очень увлекающимся ребенком и проявлял свои способности не только в живописи, но и в музыке.
Вскоре у него появился наставник — архитектор Яков Христианович Кох, который помогал ему раскрыть талант художника, и даже дарил ему первые материалы, краски и бумагу. Можно сказать, что Яков Христианович посодействовал карьере молодого художника, обратив на него внимание градоначальника Феодосии, который в свою очередь, помог ему поступить в симферопольскую гимназию.

Так Айвазовский знакомится со своим вторым учителем, Иоганн-Людвиг ом Гроссом. Гросс порекомендовал молодого художника в Императорскую Академию художеств. Так Айвазовский оказался в столице — Санкт-Петербурге.
Поступив в Академию он начал учиться пейзажам, вскоре его работы стали отмечать на конкурсах. После он был определён помощником к модному французскому маринисту Филиппу Таннеру. Учитель запрещал Айвазовскому писать самостоятельно, но несмотря на запрет, художник продолжил работу, и его пейзажи были хорошо приняты на выставке в Академии.
В ответ на это, Филипп Таннер пожаловался императору Николаю I на Айвазовского, и его картины были сняты с выставки. И только через 6 месяцев художнику разрешили вернуться к занятиям живописью и определили в класс батальной живописи. Здесь он тоже начинает делать успехи, и в Академии решают дать ему диплом на 2 года раньше положенного, чтобы он продолжил работу самостоятельно у себя в Крыму, а потом и заграницей.

В Крыму художник пишет и морские пейзажи, и батальные сражения. Императору нравятся его работы, и он снова приглашает Айвазовского в Петербург, для того чтобы художник запечатлел силу и мощь российского флота.
В 1840 году художник отправляется в Европу. Он некоторое время живет в Риме, останавливается в Венеции и Флоренции, гостит у своего брата в монастыре на острове. Повсюду его окружает вода и он не теряет ни минуты времени — творит и пишет.
Долгое время Айвазовский живет на юге Италии. Там начала формироваться характерная для него манера письма — небольшая часть с натуры, а все остальное, в своей мастерской, по памяти. Именно так, в дальнейшем и будет творить известный маринист, отдавая большую роль импровизации.
Через 2 года он начинает еще одно свое путешествие по другим странам Европы — Швейцарии, Голландии, Франции, Испании, Португалии. Спустя 2 года, в 27 лет он возвращается в Россию, чуть не утонув на парижском корабле.
Его карьера растет и развивается. Годы, проведенные в Европе дали свои плоды на родине — в 1844 году Айвазовский становится живописцем Главного морского штаба России, а с 1847 — профессором Петербургской Академии художеств.

Кроме морских пейзажей и сражений, он также писал картины с пейзажами городов, на библейские и исторические темы. Писал Айвазовский и портреты, но, не считая себя отличным портретистом, художник брался писать лишь близких ему людей.
Он очень любил путешествовать, посещал не только страны Европы, но и Ближний Восток, а также в возрасте 75 лет посетил США и написал картину «Ниагарский водопад».
Но несмотря на свою страсть к путешествиям, Иван Константинович очень любил свою родину, а именно, Феодосию. Там же он построил свой дом, прямо на набережной, который сейчас имеет статус дома-музея и содержит многие его картины и художественные принадлежности.
Он очень много сделал для этого города. Открыл школу искусств и картинную галерею, а также концертный зал и первую библиотеку. Помимо культурных ценностей, он также привнес в город и более практичные вещи — железную дорогу «Феодосия-Джанкой» и водопровод.
Он умер в 1900 году, в пожилом возрасте, в 82 года. В общей сложности за свою жизнь Айвазовский написал больше 6000 картин и устроил порядка 125 персональных выставок в России и за рубежом.
Это были известные пейзажисты 19 века, но что же с веком 20? Как советские художники-пейзажисты передавали красоту родной природы?
Новый, XX век со всеми своими потрясениями и переворотами, внес изменения и в художественной сфере. Перед художниками стояла задача новыми средствами выразительности передать новую реальность и окружающий мир.
Из живописцев 1920-1930-х годов можно выделить Аркадия Александровича Рылова, Петра Петровича Кончаловского, Василия Васильевича Рождественского, а также, Александра Александровича Дейнека, Александра Михайловича Герасимова.
Ниже прикрепляю некоторые работы этих живописцев.




Пишите в комментариях, чьи работы вам нравятся больше всего, буду рада обсудить творчество знаменитых живописцев!
По своему нравятся все художники. Ржев представляют: Игорь Росляков, Николай Крыжановский, и Юрий Кокшаров.
Добрый день, Виктор) Спасибо)
Статья очень понравилась! Узнала много нового для себя. Пейзажи позапрошлого века просто восторг! Больше всего «зацепили» картины Айвазовского. Спасибо.
Добрый день, Татьяна! Спасибо, очень приятно) Подписывайтесь на меняв соцсетях)
Мне больше нравятся Поленов, Левитан, Шишкин, Саврасов.
Добрый день, Марина!) Да, поистине мастера своего дела! Смотрели их работы вживую?)
Прекрасная статья! Наталья, у вас писательский и журналистский талант помимо таланта живописца!
Рекомендую Вам написать книгу «Как стать художником в любом возрасте». К великим художникам-пейзажистам XIX века я бы ещё добавил Архипа Ивановича Куинджи! Его картины в своё время производили настоящий фурор в российском обществе! Особенно хочу выделить его картины «Лунная ночь на Днепре» и «Березовая роща», очень красивые, эффектные и запоминающиеся, так и стоят перед глазами.
У Вас лучший сайт по изобразительному искусству, Вы просто молодец! У Вас и теория и практика, и бесплатные мастер-классы, и обучающие курсы, и полезные советы начинающим художникам, и идеи для вдохновения! Благое и великое дело делаете! У граждан России и стран СНГ есть сильная тяга к искусству, к прекрасному в наше непростое время.
Тронула история Вашего тернистого пути в художники. Моя история чем то похожа на вашу… Когда мне было 12 — 13 лет, в нашем поселке в местном Доме культуры и в средней школе устраивали выставки моих рисунков, так как я был лучшим во всей школе в изобразительном искусстве и мои работы действительно были талантливыми , и учитель рисования все мои рисунки откладывал после уроков для последующих выставок, но в художественном училище я не учился… Хотя родители выписывали журнал «Юный художник», и я получил благодаря этому хорошие теоретические знания по композиции, колориту, истории искусства, стилям и жанрам живописи, знаю наизусть великих художников мира, СССР и России и т.д. (кстати, эти знания мне пригодились в ВУЗе…) После окончания средней школы сделал попытку поступить в художественное училище, но без практической подготовки естественно это было нереально в то время… А поступил я в итоге в университет на исторический факультет, закончил с отличием, стал историком. Сейчас в 47 лет очень сильно тянет рисовать! Осваиваю самостоятельно все техники акварельной живописи.
Санал, добрый день!) Спасибо большое, что читаете, очень приятно) Вы проделали большой путь, это прекрасно, что тяга к живописи и искусству у вас осталась, и вы по прежнему увлечены любимым делом) Желаю вам успехов в рисовании, а если будет интересно, посмотрите уроки и в моей школе, на курсах или мастер-классах) Буду ждать вас)