Что такое гризайль в живописи? Гризайль — это вид живописи, в которой картины выполняются оттенками одного цвета, как правило, серого или приближенного к нему. В этой статье – все про необычную технику.
Особенности живописи в технике гризайль
Гризайль – в переводе с французского означает серый. Это техника в живописи, при которой картину пишут в одном тоне, градиентами – серыми оттенками и близкими к нему цветами.

Такую технику нередко используют при создании барельефов, архитектурных декоративных элементов. В традиционной, классической живописи картины выполнялись в основном в серых, коричневых и черных тонах. В современной же живописи таких строгих рамок нет, поэтому можно использовать любые цвета, даже самые яркие.
Давайте подробнее рассмотрим историю техники гризайль в живописи.
История техники
Повсеместно художники стали использовать технику гризайль в средние века. Ее использовали по причинам, характерным для того времени. Во-первых, был очень скудный ассортимент красок, палитра цветовая не особо прельщала выбором цвета. А во-вторых, церковь и ее религиозные каноны накладывали определенные правила на живопись.
Еще, гризайль, как техника, служила своего рода имитацией настоящим предметам, например, камни в интерьере дома, имитация барельефа и фигур. Гризальная техника достигла своей популярности в XV веке. В эскизах скульпторы использовали приемы светотени, с помощью которой и имитировался барельеф на плоском изображении. Первопроходцем в этом приеме был француз, художник и скульптор – Андре Бове.

Монохромные изображения встречаются в таких памятниках искусства, как резные обрамления «Псалтыря» Жана Беррийского, роспись в технике гризайль на алтарном покрывале «Нарбоннская пелена», миниатюры в рукописном «Часослове» Жанны д’Эврё (авторства Жана Пюселя).
Помимо картин, гризайль использовали и в иконописи. Монохром также встречается в «Алтаре Геллера», созданным в начале XVI века.

Если вы присмотритесь к живописи голландской школы, то увидите, что одна из особенностей школы – использование света, который можно передать с помощью небольшой палитры приглушенных красок.
Художники, помимо эскизов, использовали гризальную технику для написания портретов в живописи маслом, а также для передачи драпировки и складок одежды.
Чтобы добавить своим и без того эмоциональным картинам еще больше драматичности, Иероним Босх использовал гризайль с добавлением ярких цветовых пятен на сером фоне, чтобы усилить контраст мрачности изображаемых объектов.
В восточной культуре тоже использовали эту технику. Так, в Китае, в графических работах был представлен гризайль, который отличался своей утонченностью и аккуратностью.
В Японии, например, существовал свой вид монохромной живописи – суми-э, который очень близок к технике гризайль, так как также используются оттенки одного цвета в работе, предпочтительно черного.
Эта техника нравилась художникам, а потому и прижилась, и распространилась, еще и потому, что для нее не требовалось много материалом и инструментов. Всего 1-2 цвета, кисть и холст – все это могло запросто уместиться в походный мешок.
Художники XIX века использовали технику гризайль для иллюстраций книг и журналов. Они разбавляли серый цвет голубым, зеленым, сиреневым.
В XX кубисты выбирали монохром, и Пабло Пикассо, в одном из своих творческих периодов, тоже использовал эту технику.
Современные художники, учитывая весь опыт предыдущих поколений, тоже использует гризайль в своих работах, но по-своему, на современный лад.
Таким образом, со временем, техника гризайль закрепилась в живописи. Ее стали изучать в художественных школах, чтобы лучше понять и передавать объем, форму, глубину изображаемого предмета. В большинстве случаев, новички использовали акварель, либо тушь для пробных работ.
В конце статьи вы найдете примеры картин известных и не очень художников, которые работали в технике гризайль.
Какие материалы используются
Так как гризайль, это монохромная техника в живописи, то материалы можно использовать как сухие, например, уголь, сангину, пастель, так и более традиционные – масло, тушь, акварель, а также работать гуашью.
Этапы создания картин
Работа одним цветом – вот основной принцип, на котором строится вся техника гризайль в живописи, будь то портреты, пейзажи или наброски. Обычно, рисунки в стиле гризайль выполняются серыми или коричневыми красками, но, как мы уже писали выше, сегодня можно использовать абсолютно любые цвета, с помощью которых вы сможете воплотить свои творческие замыслы. Для начинающих художников мы бы советовали начать с рисунков простых форм, например, простого натюрморта в технике гризайль.
Как и у любой другой техники, у гризайль есть свои основные этапы работы:
- Набросок. Делайте его простым карандшам.
- Наносим небольшой и тоненький слой краски.
- Дождаться высыхания.
- Показать тени.
- Дождаться пока высохнет краска.
- Выделить светлые места, добавить блики.
30 известных картин в технике гризайль
- Олег Захаров, «Импровизация. Наводнение»

- Антонис ван Дейк, «Отдых во время полета в Египет»

- Луи-Леопольд Буальи, «Девушка у окна»

- Ганс Мемлинг, «Святой Христофор. Триптих Донна», внешняя сторона левой створки, 1478

- Норман Роквел, «Дэниел Бун, первый разведчик»

- Портрет художника Николая Ивановича Мурашко, Илья Ефимович Репин

- Иисус омывает ноги Своим ученикам, Альберт Эдельфельт

- Натюрморт с фарфором, Анна Медведева

- Триумф Аполлона, 1913, Хосе Мария Серт

- Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии, 1565, Питер Брейгель Старший

- Алтарь Портинари. Внешние створки, 1470-е, Хуго ван дер Гус

- Натюрморт с цветами, Светлана Логинова

- Дедушкин пруд, Алексей Евгеньевич Аникин

- Портрет Мартина Риккарта, 1630-е, Антонис ван Дейк

- Натюрморт с лежащей крынкой, Юдаев-Рачей Юрий

- Натюрморт, А. Зуенко

- Путти. Аллегория лета. Имитация барельефа в технике гризайль

- Бегство в Египет, Джотто ди Бондоне

- Благословение Анны, Джотто ди Бондоне

- Чудо с источником, Джотто ди Бондоне

- Герника, Пабло Пикассо

- Речной пейзаж с далеким холмом, Джон Гловер

- Агарь и Измаил в пустыне, Франсуа Буше

- Поклонение волхвов, Рембрандт Харменс ван Рейн
- Искушение святого Антония — Внешняя створка 1, 2, Иероним Босх
- Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами. Оборотная сторона доски «Святой Иоанн на Патмосе», Иероним Босх

- Прибытие в Лион, Питер Пауль Рубенс

- Друзья, Евтихиев Александр Васильевич

- Ранняя весна. Импровизация, Олег Борисович Захаров

- Импровизация. На берегу р. Воры, Олег Борисович Захаров

Оффтоп: прежде чем постить статью, желательно её вычитать на предмет ошибок, не только грамматических, но и смысловых. Сильно портит впечатление, знаете ли
Андрей, а что не так?