Текстурная паста нужна для формирования рельефного покрытия и представляет собой густую пластичную смесь. С ее помощью придается фактура дереву, ткани, бумаге и другим поверхностям. Широко используется в области написании картин, скрапбукинге, объемном декупаже для добавления обычным работам нестандартного вида.
Также, в последнее время, большой популярностью пользуется текстурная паста для живописи маслом. Она продается специализированными магазинами в баночках, тюбиках, ведерках различного объема. Имея необходимые компоненты, сделать ее можно и самостоятельно.

Стандартный состав включает белую акриловую краску и дополнительные элементы (например, клей ПВА, вода, песок, сода или тальк). Такая основа позволяет отлично сцепляться с разнообразными материалами и крепко держаться на них после высыхания. Кроме этого, производителями могут добавляться различные наполнители для решения уникальных задач.
Поэтому каждому художнику стоит знать, какие существуют вариации и как пользоваться текстурной пастой, чтобы воплотить творческие идеи на высшем уровне.
Основные виды текстурной пасты
- Универсальные (без добавок). Масса отличается гладкостью и довольно высокой плотностью. Применяется для создания рельефа, различных оснований под дальнейшие работы и, в некоторых случаях, для склеивания деталей. Может разводиться с красками.
- Мелкозернистые (содержат добавки из небольших частиц). Помогают добиться шероховатости различного типа: имитация снега, камней, металла и прочее.
- Крупнозернистые (включают более массивные частицы). Они тяжелые, поэтому подходят в основном для создания относительно крупных объектов.
- Пасты для образования специальных эффектов. Могут быть с самими разнообразными добавками: блестками, пемзой, кусочками слюды, стеклянными шариками.
В зависимости от торговой марки, консистенция и вязкость данных разновидностей может немного отличаться. Тем не менее, все они отлично поддаются нанесению на рабочие поверхности.
Работать с текстурной пастой довольно просто. Для начала необходимо нанести смесь на холст. Здесь подойдут шпатели (резиновые, пластмассовые, металлические), моделирующие кисти (из резины или силикона), мастихины или непосредственно можно оперировать руками. В целом, выбор рабочего инструмента напрямую зависит от ожидаемого рельефа.
Далее добавляются авторские спецэффекты (царапины, отпечатки от грубой ткани, борозды от расчески) и полотно досконально высушивается. По желанию, можно нанести еще несколько слоев.
Любую пасту можно окрасить после высыхания, но многие любят вносить непосредственно в нее краски для получения нужного оттенка. Пасты, помимо того, что придают краскам эффект глянца или матовости, также способны добавить им новых свойств. Например, добавление определенного количества смеси может ускорить процесс высыхания или, наоборот, замедлить.
Иногда художники используют данную массу и как уплотнитель. Ее добавляют в гуашь, акрил для того, чтобы мазки были крупными и рельефными. А рисунок, в таком случае, получает дополнительную выразительность и объем.
Однозначно, картины, написанные с использованием текстурной пасты, невероятно красивые. Например, для получения максимально реалистичного пейзажа, опытные художники рекомендуют на первоначальном этапе работы окрасить пасту (в общей массе) в средний тон необходимого объекта (скал, гор, или коры дерева).
После создания рисунка на холсте необходимо дождаться образования корочки. Далее, с помощью акриловых или масляных красок, подчеркнуть тени и свет сухой кистью.
Текстурные пасты практически не имеют запаха, поэтому работа с ними не составит неудобств даже в помещениях без возможности проветривания. Если нужно отмыть часть пасты, это можно сделать простой водой (но только до окончательного высыхания, после они становятся водостойкими).
При выполнении любых художественных работ очень важно понимать сколько сохнет текстурная паста. Время высыхания пропорционально зависит от того, насколько толстый слой, какие были внесены в смесь добавки и от температуры окружающей среды. Как правило, отвердевание деталей появляется через 2 часа, но для целой композиции может понадобиться больше суток.
Иногда, для ускорения процесса, мастера просушивают работы феном. Но поток воздуха способен испортить картину, поэтому без нужной сноровки и опыта этого лучше не делать. Также текстурные пасты не подлежат замораживанию.
Заменить текстурную пасту для картины можно на обычную крупу (например, рис или гречку). Укладку зёрен производят точечно или сплошной фактурной поверхностью. С помощью последнего часто создаются орнаменты или абстрактные, декоративные части полотна.
Крупу приклеивают к холсту клеем ПВА или присыпают поверх тонкого слоя масляной краски. Но перед тем необходимо хорошо прокалить ее в духовке. При повышении влажности или хранении картины в ненадлежащих условиях, сырая крупа может разбухнуть или даже заплесневеть.
Приклеенные зёрна снова покрывают небольшим слоем краски нужного цвета и в обязательном порядке хорошо просушивают. Процедуру повторяют пока не получится ожидаемая рельефность. При этом семена надежно, прочно зафиксируются на холсте и не будут осыпаться.
Структурные пасты являются незаменимым инструментом любого художника. Они позволяют увеличить творческие возможности и реализовать оригинальные идеи на высшем уровне.
Интересная статья! Спасибо😊
Добрый день, Ирина!) Рада быть полезной!)
Интересно и познавательно. Спасибо, Наталья.
Зоя, спасибо, что читаете)
Подскажите пожалуйста, а можно ли такую пасту наносить на холст с нанесённой на него акриловой краской? Есть неудачная работа акрилом и жалко выбрасывать, хочу реанимировать. Не отвалиться паста потом
Ольга, добрый день! Если на работе не сильно гладкая поверхность, то паста не должна отвалиться)
Спасибо за статью! А возможно ли удалить текстурную пасту с холста не повредив его?
Результат не удовлетворил, вся картина нравится, а вот элементы с текстцрой вышли полным провалом, хотелось бы реанимировать.
Вера, добрый день! К сожалению, текстурную пасут уже не получится удалить с холста(
Статья-Супер!!!!Спасибо большое💜🖤
Светлана, добрый день!) спасибо, очень приятно)
Спасибо за статью. Очень сложно найти грамотное объяснение. Спасибо за вашу работу!!!
Елена, добрый день!) Спасибо) Посмотрите и другие статьи на тему интерьерной живописи)
Добрый день. Подходят ли для работы пастой холсты натянутые на подрамник , особенно большого формата ( например 70*100? Не будет ли провисания из-за излишнего веса пасты?
Галина, добры день!)Если есть перекладина, всë будет в порядке, зависит также от толщины слоя пасты))
Провисания быть не должно, следите за композицией в работе 🤗
Очень хорошая, информативная статья. Спасибо автору.
Pailin, спасибо) Надеюсь, вам теперь проще выбрать)
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, нужно ли дополнительно чем либо грунтовать полотно перед нанесением текстурной пасты?!
Екатерина, добрый день! Если холст уже загрунтован, то нет)
Добрый день, подскажите пожалуйста, можно ли текстурную пасту смешивать с масляной краской и потом наносить толстыми густыми слоями так же поверх слоя масляной краски?
Я попробовала 1 раз и почему-то вся работа пошла глубокими большими трещинами, не могу понять почему.
Инга, добрый день!) Не стоит, текстурная паста на водной основе, их составы очень разные)
Поэтому пошли трещинки по формам)
Скажите пожалуйста
Рисовать можно на холсте и дсп?
А основу нужно покрывать изначально чем то(грунтом например)?кажется что высохнет и все отвалится( И высохшую пасту после нужно также покрывать после покраски ?
Ирина, добрый день!) Да, лучше загрунтовать поверхность. Не отвалится, если наносить не слишком толстым слоем, постепенно, плюс дать просохнуть работе. Покрыть можно лаком, если есть такая необходимость, можно оставить так)
Здравствуйте, подскажите пожалуйста можно ли наносить фактурную пасту на обои?
Тоесть поклеить обои на стены и уже на них наносить рисунки?
И получится ли вообще это…
Не хочется портить сами стены 🙁
Регина, добрый день! Нет, обои могут размокнуть и отвалиться вместе с пастой!
Благодарю🙏Очень полезная и ценная информация!
Валентина, добрый день!) Спасибо, что читаете!)