Описание и история жанровой живописи. Мастера жанровой живописи: голландские, русские, немецкие, французские, американские. Картины известных художников, изображающие жанровые сценки.
- Что такое жанровая живопись?
- История жанровой живописи с Эпохи Возрождения и до наших дней
- Признанные мастера жанровой живописи
- Голландская жанровая живопись
- Жанровая живопись в картинах французских художников
- Итальянские художники
- Жанровые сценки в живописи на полотнах немецких художников
- Русская жанровая живопись
- Американские художники: жанровая живопись
Что такое жанровая живопись?
Жанровая живопись – это один из видов живописи. Всего в эти виды входят пять:
— жанровая живопись
— историческая живопись
— портретная живопись
— натюрморт
— пейзаж
В этой статье мы с вами рассмотрим жанровую живопись.
Жанровая живопись, как правило, изображает бытовые сцены и ситуации из повседневной жизни. На картинах можно увидеть сюжеты из крестьянской или рабочей жизни: обеды, приемы пищи, толкотню на рынке, ярмарке, различные уличные сцены, например, игры или гуляния.

Основное отличие от других видов состоит в том, что в жанровой живописи сцены представляют зрителю менее приукрашенно, более реалистично, в отличие от классического изображения драматичных или величественных сцен.
Вообще, сам термин жанр обозначает также виды живописи, например, портрет, пейзаж, натюрморт. Давайте посмотрим, в чем же состоит основное отличие жанровой живописи, от других жанров. Почему пейзаж может быть, например, и просто пейзажем, и жанровой живописью, или жанровый портрет в живописи.
Конечно, границы тут довольно условны и размыты. Например, картина «Эксперимент с птицей в воздушном насосе» Джозефа Райта (1768) – это сразу и жанровая живопись, и портрет, и историческая живопись:

Или, например, картины французского реалиста, Жана Франсуа Милле, как «Анжелюс» тоже можно рассматривать как несколько видов:

Как общее практическое правило, жанровая живопись представляет собой изображение нормальных событий, в которых отдельные фигуры обычно играют важную роль. Напротив, типичный пейзаж не содержит значительного фигуративного элемента, в то время как «интерьер» или «натюрморт» – это действительно домашняя сцена, содержащая искусственное расположение предметов (включая, реже, фигуру).
Иерархичность среди жанров была принята Французской академией художеств. Так, жанровая живопись идет после исторической и портретов. Так случилось, потому что картины на историческую тематику и портреты в общем несли в себе больше смысловой нагрузки, нежели просто жанровая живопись с бытовыми сценками.
В большинстве своем, картины жанровой живописи писали специально на заказ, и они часто исполняли лишь декоративную роль, чтобы украсить дом или кабинет. Но, даже несмотря на весь свой декоративный характер, такие картины несли в себе много дидактики и морали.
Еще в жанровой живописи, как правило, чуть меньше драматизма и героизма, в отличие от тех же полотен на историческую тематику.
История жанровой живописи с Эпохи Возрождения и до наших дней
В эпоху Возрождения картины писали в основном по поручениям церковных деятелей, королей, знатных и богатых людей, близких ко двору.
Тогда все искусство было публичным – каждая картина так или иначе несла в себе мораль, имела религиозный характер и должна была служить церкви и власть имущим, чтобы воздействовать на основные массы людей.
Большинство произведений искусства того времени были крупные по своему объему и масштабу (вспомните фрески и росписи, например, Сикстинскую капеллу). До простых людей понятным и красивым языком доносили нормы и правила поведения в обществе.
В XVI веке началось противостояние католиков и протестантов. Это привело к тому, что часть картин утратили свою ценность для значительной части Европы.
Крупные религиозные полотна католиков отошли на второй план, а их место заняли новые покровители художников – торговцы, которые также хотели видеть картины у себя на стенах.
Этот новый покровитель был особенно заметен в протестантской Голландии, где станковые портреты, жанровые картины и натюрморты стали очень популярными. Так, например, картина «Крестьянская свадьба», нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего, написанная в 1567 году, стала примером жанровой сцены:

В Италии же, в эпоху Возрождения жанровая живопись не была ни особо известна, ни востребована. Она был развита несколько более поздними итальянцами, такими как Караваджо, Джузеппе Мария Креспи и Керути.
Как самостоятельная форма живописи, жанровая выросла на севере Европы. Голландские художники-реалисты XVII века стали первыми представителями жанровой живописи, создав стиль «голландского реализма». Он вытекает из 5 школ:
— Утрехтская школа, под предводительством Хендрика Тербрюггенома (1588-1629), в нее также входили и другие художники, некоторые – последователи творчества Караваджо;
— Гарлемская школа с участием Адриана Брауэра (1605-1638), который специализировался на сценах пьянства; Адриана Ван Остаде (1610-1685), который писал жанровые сцены о крестьянах в их домах или в тавернах; Яна Стена (1626-1679), мастера таверны, создававший многолюдные сцены; Джерарда Терборха (1617-1681) и Давида Тенирса Младшего (1610-1690);
— Лейденская школа, в состав которой входили Жерар Доу (1613-1675), создатель многочисленных крошечных этюдов персонажей, и его ученики;
— Дельфтская школа, которой руководил Ян Вермеер;
— Школа Дордрехта, главной фигурой которой был Николас Мас (1634-1693), известный своими ранними сценами жизни слуг «под лестницей».
Течение распространилось дальше по Европе, во Фландрию, Англию, Испанию, Италию и Францию, где её развивали многочисленные художники разных школ.
Во Франции одним из первых мастеров жанровой живописи был Луи Ленен (ок. 1563–1648) в компании со своими братьями Антуаном (ок. 1588–1648) и Матье (ок. 1607–77).
В Италии жанровая живопись появляется в том виде, в каком она существует на севере, в XVIII веке. Не в последнюю очередь благодаря венецианскому художнику Пьетро Лонги (1702-1785), посвятившему ей всю жизнь, изображая сцены аристократов и представителей более низкого класса в такой картине, как, например, «Театральная сцена»:

В Англии жанровую живопись представили такие художники как Уильям Хогарт («Похождения повесы»):

и Томас Гейнборо «Возвращение крестьян с рынка»:

Хогарт писал сцены из современной жизни, изображая поведение людей и транслируя последующую мораль их поступкам. Гейнсборо же писал сценки буржуазной сельской жизни.
Пока религиозная и историческая живопись приходили в упадок в XIX веке, все больше и больше художников искали вдохновения в повседневной жизни простых людей. Реалисты, особенно во Франции, пошли дальше, разместив свои повседневные жанровые сцены на крупномасштабных полотнах – ранее предназначавшихся для более бурных или утончённых исторических работ.
Жанровая живопись достигла еще одного пика в эпоху импрессионизма и постимпрессионизма. Помимо пуристов, таких как Моне, Писсарро и Сислей, большинство импрессионистов сосредоточились на повседневных сценах парижской жизни.
В начале XX века художники различных школ продолжали создавать высококачественные жанровые сцены.
А вот середина и конец XX века и начало XXI века стали свидетелями роста стилистической абстракции, что привело к деградации жанрового искусства.
Признанные мастера жанровой живописи
Жанровая живопись так или иначе распространилась по всей Европе. Многие известные живописцы стали обращаться к жизни своих неприметных соотечественников. Зарисовки из жизни простых людей стали пользоваться популярностью и появились свои мастера этого вида живописи.
Голландская жанровая живопись
Ян Вермеер, «Прерванный урок музыки», 1660-1661

Картина находится в Коллекции Фрика, Нью-Йорк, США.
В центре сюжета – урок музыки. Вермеер вообще часто писал на музыкальную тематику, эта картина – одна из серии работ, связанных с музыкой. Сюжет повествует о сцене ухаживания в XVII веке, а детали подробнее раскрывают его зрителю.
Так, бокал вина и картина с Купидоном на заднем плане отсылает нас к интимному моменту между героями. Главное в этой картине – показать взаимоотношения между людьми, характер встречи, передать момент свидания и как это может быть.
Геррит ван Хонтхорст, «Сводница», 1625

Картина находится в Центральном музее, Утрехт, Нидерланды.
Картина написана в бытовом жанре. Художник был мастером «ночных сцен», за что получил прозвание «Герардо ночной».
Он также являлся последователем Караваджо и входил в Утрехтскую школу.
Герард Дау, «Девушка с корзинкой фруктов у окна», 1657

Картина находится Waddesdon Manor, графство Бакингемшир, Англия.
Писал небольшие, тщательно продуманные картины. Ясная композиция, проработанность деталей, отточенная техника – все это характерно для работ Дау, в том числе и для «Девушки с корзинкой фруктов у окна». Размер картины, кстати, 37,5 х 29 см.
Жанровая живопись в картинах французских художников
Жан-Оноре Фрагонар, «Поцелуй украдкой», конец 1780-х

Картина находится в Эрмитаже, Санкт-Петербург, Россия.
Жанровые картины художника, в отличие от других его работ, имеют некоторую манерность, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка, изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма, и вообще большим вкусом исполнения.
На картине изображена сцена между двумя влюбленными. Девушка покинула подруг, чтобы встретиться с любимым. Подобные сюжеты были не редкостью во времена до Французской революции.
Луи Ленен, «Счастливое семейство», 1642

Картина находится в Лувре, Париж, Франция.
Художник стал одним из первых мастеров жанровой живописи во Франции. Вместе с братьями, Антуаном и Матье, он писал небольшие интерьерные портреты крестьян.
Жан-Батист Симеон Шарден, «Мыльные пузыри», 1734

Картина находится в Национальной галерее искусств, Вашингтон, США.
Художник создал множество изысканных натюрмортов и жанровых картин, отличающихся очень точным изображением.
На представленной картине молодой мужчина выдувает через соломинку мыльный пузырь, желая развлечь ребенка, но сам он настолько погрузился в это занятие, что лицо его приобрело сосредоточенное выражение, а пальцы, вцепившиеся в подоконник, побелели.
Мыльный пузырь на картине, хрупкое радужное чудо, от которого вот-вот ничего не останется, напоминает о том, что жизнь прекрасна в каждом своем мгновении и эти секунды невозвратные. Шарден не стремился выразить в своей живописи какую-то высокую идею, темой его творчества была поэзия реальности, которая, насколько можно судить по работам художника, оказывается привлекательнее иной выдумки.
Эдгар Дега, «Абсент», 1876

Картина находится в музее Орсе, Париж, Франция.
На картине изображены художник Марселен Дебутен и актриса Эллен Андре. Перед женщиной стоит бокал с абсентом, вероятно уже не первый, а перед мужчиной средство от похмелья. Скорее всего, действие картины происходит на рассвете, после бурной ночной вечеринки в варьете или кабаре.
Картина изображает всё увеличивающуюся изоляцию отдельного человека в стремительно растущем в то время Париже.
Эдуард Мане, «Завтрак на траве», 1863

Картина находится в музее Орсе, Париж, Франция.
Картина жанровой живописи 19 века «Завтрак на траве», также представленная в Салоне как «Купание», является наиболее вызывающей и знаковой картиной Эдуарда Мане. На холсте изображены двое полностью одетых мужчин и обнаженная женщина, расположившиеся на лесной поляне для пикника. Тело женщины ярко освещено, ее взгляд направлен на зрителя.
Несмотря на обыденный сюжет, Мане сознательно выбрал большой размер холста, часто использовавшийся для изображения исторических, религиозных или мифологических сцен. Стиль написания картины нарушал все академические традиции своего времени.
Итальянские художники
Пьетро Лонги, «Аптекарь», около 1752

Картина находится в Галерее Академии, Венеция, Италия.
В основе сюжета – аптекарь, осматривающий женщину в своем аптекарском кабинете. Картина подчеркивает мягкостью юмора, присущую жанровой живописи. При такой сухости изложения, живописная речь художника богата на мельчайшие нюансы; его живопись складывается прежде всего из передачи чистого, освещённого до прозрачности цвета и природных вибраций.
Микеланджело Караваджо, «Гадалка», 1594

Картина (первая версия) хранится в Капитолийском музее в Риме, Италия. Вторая версия хранится в Лувре, Париж, Франция.
Реформаторское время в Италии заключалась в совершенно безоговорочном признании эстетической ценности реальной действительности, к изображению которой Караваджо обратился в своей живописи. Опыты Караваджо на раннем этапе творчества — один из источников развития бытовой жанровой живописи в искусстве XVII века, например картина «Гадалка».
Юноша случает то, что говорит ему гадалка, а она в то время снимает с его пальца кольцо.
Эта картина — одна из двух жанровых картин художника, при чем более ранняя. Считается, что Караваджо написал картину после того, как начал собственную карьеру, уйдя из мастерской учителя.
Доменико Фетти, «Спящая девушка», около 1620

Картина находится в музее изобразительных искусств в Будапеште, Венгрия.
Судя по улыбке во сне, можно сделать вывод, что эта картина является одной из ранних интерпретаций романтической темы сна о любви.
Жанровые сценки в живописи на полотнах немецких художников
Август Фридрих Зигерт, «Маленький ценитель искусства», 1863

Начав свою карьеру с исторической картины, он вскоре перешел к жанровой живописи, которая принесла ему известность. многие из его картин, как, что, полон жизни, остроумия и веселья, привлекательных столько же контента, сколько и мастерское исполнение, получила популярность благодаря опубликованы репродукции гравюр и фотографий.
На этой картине мы видим мастерскую художника и маленького мальчика, который с интересом рассматривает картину.
Картина о военном сражении, скорее всего, писалась на заказ и теперь ожидает своего покупателя. Судя по широкой золочёной раме, покупатель богатый и знатный, он собирается повесить это полотно в своём имении. Следовательно, художник вращается в аристократических кругах и пишет полотна для богатых заказчиков.
Картина производит очень позитивное впечатление, а вид малыша, настолько интересующего живописью, вызывает восторг и умиление.
Интерес к живописи мальчик унаследовал от отца, возможно, он унаследовал и талант художника. Поэтому не исключено, что уже через десяток лет он станет юным живописцем и начнёт писать свои первые шедевры.
Жанровая живопись о детях также пользовалась популярностью у матерей, которые украшали детские комнаты.
Эмиль Рау, «Разговор на кухне»

Эмиль Рау был немецким художником-жанристом. Учился в Дрезденской Академии художеств у Леона Поля и Фердинанда Паувельса. С 1 мая 1879 года учился в Королевской академии художеств в Мюнхене — сначала в школе технической живописи Вильгельма фон Линденшмита-младшего, а затем у Шандора Вагнера.
С 1883 года Эмиль Рау работал художником-фрилансером в Мюнхене. Его работы появились в «Gartenlaube», а также были выставлены в Мюнхенском стеклянном дворце.
Русская жанровая живопись
Илья Репин, «Не ждали», 1884-1888

Картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Россия.
Момент, изображённый на холсте, показывает первую реакцию на возвращение ссыльного членов его семьи. По разным интерпретациям, вошедший в комнату мужчина — либо революционер-народоволец, либо «народник более умеренных взглядов».
Константин Савицкий, «Ремонтные работы на железной дороге», 1874

Картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Россия.
Картина показывает строительство дороги и является «значительной вехой в истории русского искусства, в развитии темы народа в русской живописи».
Абрам Архипов, «Прачки», 1890-е

Картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Россия.
Как и многих других художников-импрессионистов, Архипова не обошло стороной желание писать картины с бытовыми сценками, в частности, прачек.
Примечательно, что французские художники почти не подчеркивали тяжелый труд прачек в своих работах.
Картина Абрама Архипова «Прачки» заимствует у импрессионизма лишь технику, привнося чуждый ей социальный контекст. А для художника он был решающим в процессе работы над холстом, почему создание картины, собственно, и растянулось на несколько лет.
Американские художники: жанровая живопись
Эдвард Хоппер, «Полуночники», 1942

Картина находится в Институте искусств, Чикаго, США.
Хоппер начал работу над картиной после нападения на Перл-Харбор, когда в США распространялось чувство грусти и подавленности. Ночные посетители кафе погружены в свои мысли. Работник кафе смотрит в окно, как бы сквозь клиентов. Улица пустая и темная, свет идет только из кафе.
Эта сцена как нельзя лучше передает ощущения одиночества и отрешенности в большом городе (действие картины происходит в Нью-Йорке, в районе Гринвич-Виллидж, где у художника была студия).
Норман Роквелл, «Русские школьники», 1967

Картина находится в частном собрании.
Картина впервые была опубликована 3 октября 1967 года в журнале «Look Magazine», как иллюстрация к серии статей о жизни в СССР. Как и многие другие картины Роквелла, эта картина написана по фотографии.
На картине изображены советские школьники, сидящие за партами в классе. Предположительно, они слушают преподавателя. На столе перед ними стоит бюст Владимира Ленина, у зрителя складывается впечатление, что пионеры смотрят именно на него. На заднем плане виднеется лозунг «Учиться, учиться, учиться». Несмотря на то, что все ученики сосредоточены, один мальчик, изображённый в правом углу картины, отвлечённо смотрит в окно.
Современную жанровую живопись потеснили другие направления, но все-равно, картины пользуются спросом, особенно у частных коллекционеров.