«Золотая Адель» Густава Климта. История великих портретов Адели Блох-Бауэр, написанных австрийским художником Густавом Климтом
Адель Блох-Баур. Эта женщина, которую знаменитый австрийский художник Густав Климт изображал в своих работах не один раз. Официально – дважды, на портретах, и не официально она позировала для двух других его знаменитых картин – «Юдифь и Олоферн» и «Поцелуй».
Но что стоит за этой загадочной женщиной? Почему она стала символом слабости и силы в венском обществе? Кто такая Адель Блох-Бауэр и почему именно она вошла в историю, смотря на нас со знаменитых полотен австрийского художника?
Кто вы, Адель?
Адель Бауэр родилась в Вене, в 1881 году, в семье директора банка и железной дороги. Будучи ребенком из привилегированной семьи, она получила хорошее воспитание.
Несмотря на то, что юная Адель хотела учиться и жить самостоятельно, в 19 лет ее выдали замуж по расчету, за богатого сахаразаводчика и ценителя искусства, 36-летнего Фердинанда Блоха. Муж очень любил Адель, да так, что даже потом присоединил ее фамилию к своей, став Блох-Бауэр. Возможно, это произошло и по другой причине – брат Адель умер, и она очень хотела сохранить семейную фамилию.
Семья страстно увлекалась искусством, коллекционировала его (благо деньги были) и очень часто заказывала портреты на заказ. А Густав Климт был одним из любимых художников.
Адель продолжила самообразование, много читала, также хорошо разбиралась в искусстве, интересовалась политикой, устраивала салоны и приемы со знаменитыми людьми своего времени.

Адель безуспешно пыталась стать матерью – два раза у нее случался выкидыш, в третий раз ребенок умер во младенчестве.
Семья хоть и жила в замке под Прагой, но центром их жизни всегда была Вена, в которой они и купили дворец, где в последствии находились их коллекции с картинами знаменитых художников, в том числе и Климта, фарфор и другие предметы искусства и роскоши.
С Климтом, кстати, Адель познакомилась на одном из своих салонов. После этого, художник начинает делать наброски портрета, а позже садится за холст.
По воспоминаниям племянницы Марии Альтман, Адель Блох-Бауэр «в реальной жизни была самодовольной и надменной, болезненной, страдающей, вечно с головной болью, курящей как паровоз, страшно нежной, тёмной».
В 1925 году, в 43 года, от менингита, Адель умирает. Ее муж оставил салон нетронутым после смерти жены.
Портрет Адели Блох-Бауэр I
Та самая, знаменитая «Золотая Адель», была написана маслом на холсте в 1907 году Густавом Климтом. Размер картины – 138 х 138 см.
Многие годы, именно эта картина, наравне с «Поцелуем», была одним из национальных символов Австрии. Как венская «Мона Лиза», Адель заполнила собой все сувенирные лавки.
Поэтому, «эмиграция» Адель в США стала трагическим событием для нации. Многие не смогли сдержать слез, когда картину увозили на другой континент в 2006 году.

Но, давайте отмотаем ленту истории на век назад, и посмотрим, как вообще появилась знаменитая «Женщина в золотом» и проследим историю картины.
По одной из легенд, муж Адель заподозрил ее и Климта в любовной связи. Поэтому, ревнивец решил заказать портрет супруги, в надежде, что пока художник будет рисовать, девушка ему надоест и они расстанутся. А так как репутация у Климта была ничуть не хуже, чем у Казановы, это казалось идеальным планом.
Как бы там ни было, но картина стала выгодным вложением мужа и Адель получилась просто прекрасно на ней.
Вообще эта картина – квинтэссенция золотого периода у Климта. Обилие золота, которое щедро использовал художник, тем не менее, не перегрузило картину, не сделало ее слишком вычурной.
В этом портрете золото – это как нечто естественное, то, что только подчеркивает красоту женщины, изображенной на картине.
Кроме того, в работе можно проследить отсылки к другому искусству – византийскому и египетскому, которое так любил Климт, орнаменты.
Мы видим, что руки и лицо женщины написаны в реалистичной манере, в холодных тонах. Они являются центром картины и, несомненно, притягивают взгляд, несмотря на яркий орнамент остальной части картины.
В левой части картины – пустота, нижняя часть – подол платья Адель. Мы видим, что Климт не использует глубина перспективы, поэтому, стены, кресло и платье выглядят двухмерными.
Черные волосы и красные губы тоже выступают на контрасте с бледной кожей. Сцепив руки, Адель смотрит прямо на зрителей, чем еще больше усиливает контакт и показывает свою притягательность.
Портрет Адели Блох-Бауэр II
Еще один портрет Адели, написанный в 1912 году. Холст, масло и никакого золота – картина относится к более позднему, декоративно-экспрессионистскому периоду, когда на Климта оказывали влияние французские художники и он отошел от своего знаменитого золотого периода.
Все тело, кроме лица и рук, скрывается под одеждой. Даже прическу теперь скрывает темная шляпа с белыми перьями.
Лицо также обращено к зрителю, а тело, стоит совсем неподвижно, будто застывшее, безжизненное, как и на первой картине 1907 года.

Адель Блох-Бауэр изображена стоящей на ковре с узором из цветов и змеек, напоминающих по форме букву B, как в узорах с первого, «золотого» портрета. На первый портрет Адели намекает и узор в виде полукругов.
В этом потрете Адель предстает уже как более зрелая гранд-дама, со своей печалью и скорбью в глазах.
Племянница Мария Альтман вспоминает Адель так: «Она хорошо разбиралась в политике и была социалисткой. Но она не была счастлива. Это был брак по договорённости, и он был бездетным после двух выкидышей и смерти ребёнка. Я помню её очень элегантной, высокой, темноволосой и тонкой. Она всегда одевалась в шёлковые белые платья и курила через длинный золотой мундштук».
В этом портрете легко можно разглядеть хозяйку богемно-интеллектуального салона, которой только не хватает мундштука.
Стоит также отметить, что Адель Блох-Бауэр, единственная венская дама, чей портрет Климт писал дважды.
Где сейчас находятся эти портреты?
По завещанию Адель, которая умерла на 20 лет раньше мужа, эти картины должны были достаться австрийским музеям.
Но, с приходом нацистов в Германии, в 1938 году, муж Адель бежит из страны, оставляя картины в Австрии.
Завещание остается не тронутым, но в 1945 году, перед своей смертью, муж Адель отменяет распоряжения дарить картины музеям. Так как у пары не было детей, все наследство доставалось племянникам.
Картины долгие годы находились в Австрии, пережив войну и последующие события. Но в 1998 году, в Австрии вышел закон, согласно которому, любой желающий мог узнать, как то или иное произведение попало в музей или галерею. Таким образом, о своем знаменитом наследстве узнала племянница Блох-Бауэров, Мария Альтман. И началась почти 10-летняя борьба за искусство между женщиной и государством.

Очень красиво и интересно эти события раскрываются в фильме «Женщина в золотом» с Хелен Миррен в главной роли.



Итак, пять картин Климта — «Портрет Адели Блох-Бауэр I», «Портрет Адели Блох-Бауэр II», «Березовая роща», «Яблоня I» и «Дома в Унтерахе близ Аттерзее», оцениваемые в 300 млн долларов, 14 февраля 2006 г. были привезены в Лос-Анжелес, где Мария Альтман жила с 1942 года.
Через несколько месяцев, «Портрет Адели Блох-Бауэр I» за 135 млн долларов приобрел Рональд Лаудер. С тех пор этот портрет хранится в Нью-Йорке, в Новой галерее.
А еще через несколько месяцев, 8 ноября, на аукционе Christie’s был продан второй портрет. Его купила известная американская телеведущая, Опра Уинфри за 88 млн долларов. Примечательно, что в 2016 году она продала картину неизвестному китайскому коллекционеру уже за 150 млн долларов.

Такова судьба знаменитых портретов Адели Блох-Бауэр, женщины в золоте. Ставьте 5 звезд, если вам понравилась моя статья и подписывайтесь на мой блог Вконтакте https://vk.com/ny_school6 там тоже много всего интересного!
Спасибо большое за интересную информацию! Многое не знала.
Светлана, добрый день! Спасибо, что читаете! Если вам интересно творчество Климта, посмотрите и другие статьи про его работы) А также по средам в моем блоге Вконтакте выходят посты про художников, советую тоже подписаться — https://vk.com/ny_school6
Наталья! Ещё раз спасибо за Вашу просветительную деятельность, помимо художественного образования людей, познающих и передающих красоту этого мира через своё творчество.
Людмила, добрый день!) Спасибо, что читаете! Рада поделиться)